Красногорск: город-призрак или живое село?

Красногорск: город-призрак или живое село?

Красногорск-Чиннай,
На волне ты меня укачай.
А Колдун-гора
Нам предскажет погоду с утра.
Ворожила всю ночь,
Удачи нам напророчь…
(«Красногорский вальс», Наталия Зейц)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В тот момент, когда я задумал написать о Красногорске, поймал себя на мысли, что не хочу оказаться в глазах людей, родившихся здесь и связавших свою жизнь с этим населенным пунктом, эдаким петербуржцем… Не хочу с высоты столичных красот «тыкать» местных в их сфотографированную разруху без комментариев, объяснений, без какого-либо анализа. Не хочу и не буду. Кто я такой?!

У этих самых «местных» - своя красногорская религия, свой особый красногорский дух. Наверное, именно этот дух, впитанный с молоком матери, воспитанный с детства, и заставляет их, будучи в тысячах километров от родных мест, вспоминать, мысленно переживать заново уже прожитое.

Взрослые мужики, закаленные красногорским морем и ветрами, не скрывают своих слез, когда говорят о тепле ушедшего времени. Бабушки, и сегодня проживающие в тех местах, хранят в себе и в каждом своем поступке память поколений людей, когда-то создавших на берегу моря удивительный город. Город, которым гордятся несмотря ни на что. Город, который никогда и ни на что другое не променяют. Город, каждое здание которого помнит… каждая развалина которого хранит… каждый мост в котором – дорога, соединяющая берега времени.

Я очень прошу вас, уважаемые красногорцы, не обижайтесь, если мое мнение, озвученное здесь, не будет совпадать с вашим. Очень прошу вас дать мне по шапке в комментариях, если вдруг напишу лишнего. И тебя, уважаемый читатель, не имеющий к Красногорску никакого отношения, тоже прошу – не суди строго и не злорадствуй. Всё, что будет написано ниже, чертовски искренне и многое пережито мною самим, поскольку моя мама родилась здесь, поскольку здесь живет моя бабушка, поскольку я сам здесь бывал более сотни раз и даже жил какое-то время.

Отдельные слова благодарности всем тем, кто мне помогал при сборе информации (их имена я назову ниже). Скажу честно, я даже и представить не мог, что коренные красногорцы пойдут навстречу молодому пацану, приехавшему к ним в гости со своими мыслями. Спасибо вам всем за воспоминания, за рассказанную и проиллюстрированную историю. Спасибо за вашу честность и открытость.

БИЗНЕС НА НЕСОВЕРШЕНСТВЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Майские шашлыки и праздничные демонстрации я, не задумываясь, променял на экскурс в историю. Путь до села Красногорск из Южно-Сахалинска занимает чуть более трех с половиной часов. Интересно то, что до самого села можно добраться либо на рейсовых автобусах, следующих в Углегорск и Шахтерск, либо на микроавтобусах красногорских «частников». Автобусные «частники» – это отдельная веха в современной жизни села. За 700 рублей (для сравнения, у официальных перевозчиков билет стоит 710 рублей) тебя доставляют от привокзальной площади областной столицы прямо к подъезду нужного красногорского дома. Как говорится – любой каприз за ваши деньги. Но, естественно, ни билетов, ни страховок вам не дадут.

Дорога обратно сложнее. Дело в том, что из Красногорска до Южно-Сахалинска не едет ни один «прямой» автобус. Ты, конечно, можешь позвонить и забронировать место на уже упомянутые Углегорско-Шахтерские рейсы. Но билеты, как правило, давно уже раскуплены - в дело вновь вступают «частники». Эти люди, которым я, кстати сказать, благодарен за их работу, создали такой негласный бизнес по извозу. Каждый житель села знает водителя в лицо, каждый водитель знает лично жителя села. И цены на билет регулируются внутри этой системы – никто из водителей никогда не поднимет цену без согласования с другим «частником», и, не предупредив сельчан. Вот такой маленький бизнес, основанный на несовершенстве системы.

ЭТОТ СТРАННЫЙ ГОРОД ЧИННАЙ

Красногорск – населенный пункт в Томаринском городском округе, на самом берегу Татарского пролива, находящийся на месте слияния рек Красногорка, Протока Рудановского, Черная и Боровая. Когда-то большой и промышленно развитый город, сегодня - село с населением менее 3 тысяч человек.

Свое название село получило от имени горы Краснова, которую местные жители именуют не иначе как «Колдун-горой» или «Колдушкой».

Поговаривают, что если вечером взглянуть на гору и не увидеть ее, гордо стоящую в облаках или тумане, то завтра непременно будет плохая погода. Проверил – так и есть. Еще один момент – пока гора по весне полностью «не избавится» от снега, лежащего на ней, местные жители не начинают сажать картошку. Растаял на горе снег – значит земля в окрестностях окончательно прогрелась.

По рассказам местных жителей, примечательна гора и тем, что когда-то, давным-давно, в Красногорске разбился самолет – долгое время его корпус лежал на горной вершине…

Не зная исторических фактов невозможно верно судить о самых простых понятиях. Вот например я был искренне уверен (и считаю эту версию более красивой), что свое название село получило благодаря своим «красным» горам – такой цвет они приобретают благодаря краснеющей водянике (в простонародье – сиксе или шикше – стелящемуся кустарнику, в изобилии представленному здесь).

Или, думал я, быть может, под словом «красный» имеется в виду изначальное его толкование – красивый? И никто меня даже сегодня не переубедит в природной красоте этих гор…

После русско-японской войны территория нынешнего Красногорска отошла во владение Японии. Населенный пункт был основан японцами в 1907 году.

До 1947 года село носило имя Чиннай, что на языке айнов, коренных народов этих мест, означает «горная местность в долине рек». Не правда ли красно, ну, то есть, красиво звучит?

Чиннай, 1940-е годы. Опубликовано Сергеем Чуприным

Теперь небольшое отступление. На мой субъективный взгляд, Чиннай – один из самых таинственных городов Сахалина. Понять это мне помогли ни Интернет, и ни книги об истории Сахалинской области. Понять это мне помог Сергей Чуприн, выросший в Красногорске, долгое время изучавший исторические документы и общавшийся со старожилами города Чиннай. Пользуясь разрешением Сергея, публикую некоторые из его мыслей и размышлений.

Карта Карафуто. Опубликовано Сергеем Чуприным

«Странно и удивительно, что этот город Чиннай не фигурирует ни на одной карте, не отображён ни в какой статистике вплоть до середины 20-х годов прошлого века…

В апреле 1922 года поселку Чиннай был присвоен статус волостного города. Основная часть города распланирована между берегом моря и рекой Фурагава, здесь были проложены три улицы Намиханадори (Кирова), Ханадори (Карла Маркса) и Хонмачидори (Некрасова). Здесь располагались две больницы, полицейское управление, управа, кинотеатр на 200 мест.

Японский кинотеатр. Опубликовано Сергеем Чуприным

Развитие города начиналось с косы от рыбзавода на юг. До середины 30-х годов это был захолустный городок уездного подчинения. Из промышленности в современном понимании не было ничего. Разве что - лесопереработка, рыбзавод.

Толчком к быстрому развитию города послужило решение императорского правительства о выделении средств на строительство железной дороги Кушунай (Ильинское) – Торо (Шахтёрск) в 1938 году…

Схема строительства железной дороги. Опубликовано Сергеем Чуприным

С середины 30-х годов начался строительный и промышленный бум. В окрестностях Чинная как грибы стали вырастать рабочие посёлки (Лопатино, 10 шахта, 7 шахта и т.д.)

Морского порта в нашем представлении не было. К причалам швартовались рыбацкие шхуны и кунгасы. Большие пароходы обслуживались на рейде, для бункеровки углём использовались деревянные свайные причалы с рельсами под вагонетки. Таких причалов было два…

Шлюпки поднимаются по реке к озеру Айнскому. Опубликовано Владимиром Агафоновым

Параллельно с развитием промышленности развивалась и инфраструктура - людей необходимо было кормить, поить, развлекать. В районе Заречного были разбиты поля, огороды, теплицы. В посёлке в то время жило народу больше, чем в Красногорске сегодня. Японские дома (даже двухэтажные, с магазинами) сохранились вплоть до 70-х годов. Был даже построен пивзавод (на месте базы коммунальщиков, работал до конца 50-хгодов), где кроме пива гнали саке...

Типичное японское здание Чинная. Нарисовано по воспоминаниям и опубликовано Сергеем Чуприным

Мне доподлинно известно, что к концу 30-х годов кинотеатров было не менее двух в самом Чиннае, один театр, буддийский храм Дзёдо,  разбит ранеточный парк и… работало несколько публичных домов, в том числе один корейский.  Думаю, объясняется это просто - гигантский рост населения (за пять лет с 1935 года по 1941 год - в четыре раза!) Тут уж не до культуры...

В Чиннае даже была (спешно) организована едва ли не единственная на западном побережье биржа труда. Такой мощный приток рабочей силы необходимо было перераспределять и регулировать. В тот же период в районе Чинная было открыто минимум 10 угольных шахт…

Отсюда начинался Чиннай. Опубликованот Сергеем Чуприным

Объёмы строительства за столь короткий срок поражают. Тысячи кубометров только монолитного железобетона! Японцы строили быстро. Нет, не быстро, а очень быстро.

Достаточно сказать, что первую ж/д узкоколейку Владимировка (Тойохара) - Корсаков (Одомари) длиной 42 км они проложили силами одного строительного батальона (600 человек) аж в 1907 году, аж за 2 месяца (60 дней)!

Опубликовано Сергеем Чуприным

Принятое в 1938 году решение о строительстве ветки Кушунай (Ильинское) - Чиннай предусматривало завершение работ в 1945 году.

Интересно, а вот как объяснить, что при наличии работающего кирпичного завода в Чиннае не строили домов из кирпича и куда подевался уже выпущенный? На это ответ один - японцы не расходовали его на застройку «старого» города, где не было места для нового строительства, а складировали кирпич, делая запасы и параллельно занимаясь разбивкой новых улиц и площадей…

Ну а потом он (кирпич) очень быстро разошёлся на строительство....печек! Дело в том, что японцы отапливали свои помещения маленькими чугунными печурками типа «буржуйка». Тепло было, пока в печи горел огонь. Но японцы могли себе такое позволить, в связи с тем, что женщины в семьях на службу не ходили, а занимались своей прямой обязанностью - растили детей и хранили очаг, в отличие от наших. Наши могли затопить «буржуйку» и пойти на работу или лечь почивать. В итоге - либо пожар, либо позамёрзли.

Вот и ринулись все дома печами обустраивать, благо кирпича - завались...

Улицы Чинная в 1940-е годы. Опубликовано Сергеем Чуприным

В 1944 году финансирование строительства дороги было приостановлено, несмотря на то, что готовность её на тот момент составляла до 90 процентов. Обусловлено это было тем, что обстановка на юго-восточном театре военных действий складывалась неблагоприятно для императорской Японии.

Обратите внимание на прирост населения. В Чиннае за 15 лет он составил около 15 тысяч человек. Больше (22 тысячи) – только в Тойохаре. Но это и не удивительно – столица губернии, таки… В Чиннае не было какого-либо относительно крупного производства. За исключением шахт.

И… Назовите мне, пожалуйста, хоть один пример, когда возле сравнительно небольшого городка были бы построены практически в одно время целых ДВЕ электростанции, способные обеспечить электроэнергией полумиллионный город? Да чтобы этот городок находился не в орбите мегаполиса, а на значительном,  в масштабе  региона,  расстоянии от  ближайших  городов подобного  же  масштаба…

На шахтах добывают, как правило, полезные ископаемые. На угольных шахтах - уголь. Вот и в Чиннае добывали тот самый отличный уголёк. Имеется ввиду очень уж отличный. В смысле - отличный от других.  И сразу вывозили его в метрополию. А ведь японцы - народ далеко не глупый, и деньги считать умели. Вот, например, в Найхоро (Горнозаводск) уголь никуда не увозили, а прям на месте построили завод…

После «освобождения» Чинная на шахтах Красногорского района уголь добывался ещё пятнадцать лет, после чего шахты последовательно закрылись. Но даже из того шлака, что оставался после сжигания, в 50-е годы было налито столько шлакоблока, что хватило для строительства всех «каменных» зданий того периода...

А теперь - внимание. Какого цвета был этот шлакоблок? Желто-оранжевого. Вы где-нибудь ещё встречали шлакоблоки оранжевого цвета? И я не встречал.

Только в Красногорске, и только те шлакоблоки, которые  были изготовлены из местного шлака после сожжения добытого только в Красногорском районе угля. Это может свидетельствовать только об одном - Чиннайский уголь был ОСОБЕННЫМ. И японцы довольно быстро этот факт установили… Я не знаю, что там в нашем угле находилось (и находится) ещё, кроме непосредственно угля, - золото ли это, сера или... молибден - не суть важно. Важнее то, что сырьё это было признано японцами стратегическим, в его разработку-переработку вложены значительные средства и все связанные с этой историей процессы, были максимально засекречены.

Иначе просто трудно объяснить, зачем сжигать административный центр мирного городка с его конторами и архивами, взрывать подземный тоннель (и почему он вообще был построен - ведь это очень дорого?), затапливать и взрывать шахты (почему не все подряд, а «выборочно»?)…».

Добавлю от себя – не уверен, что это является правдой, но некоторые люди сегодня всерьез считают и высказывают мнение, что эти самые «особенности» угля, необычного цвета шлакоблоки, примеси… способствовали росту числа онкологических заболеваний среди красногорцев. Повторюсь – не знаю, правда это или нет, скорее всего – просто мнение, но могу сказать точно – я часто бываю в этих местах и у меня с каждым годом всё больше и больше знакомых-красногорцев, больных раком.

КРАСНОГОРСК СЕГОДНЯ. КАКИМ ЕГО УВИДЕЛ Я

Кто сказал, что здесь край земли?
А для нас это точка отсчёта.
Поднимись в небо, сверху взгляни,
И поймёшь, что ошибся тот кто-то...
(«Красногорский вальс», Наталия Зейц)

 

Мои красногорские друзья детства были самыми лучшими. Самыми преданными и самыми увлеченными. В начале 1990-х годов мы вместе играли в футбол на песке, вместе купались в ярко-голубом море, вместе рыбачили. Сегодня многие из них то ли из-за недостатка смысла в жизни, то ли по каким-то другим, понятным только им, причинам откровенно спились, ушли из жизни, уехали. Приложил ли к этому свою руку Красногорск? Думаю, нет. Тогда одинаковые беды были по всей стране и винить в них отдельно взятый город – неправильно. Негде было работать, родители получали крайне мало, чтобы обеспечить ребенку достойное образование. Вспоминаю Лесотарный завод в Красногорске. Огромная территория, где когда-то перерабатывали лес, обрабатывали рыбу, изготавливали бочки…..

Лесотарный завод в Красногорске. Опубликовано Виолой Жевлаковой

В 1960-х годах по этим сегодня выжженным и разбитым, а тогда пышущим работой и новизной оборудования цехам, ходил властный коренастый управленец Павел Семенович Павлюк… Приехавший на Сахалин с Камчатки, он всех своих работников знал в лицо. Всех! Все 1500 человек. Со всеми здоровался первым, всем помогал и за всех стоял горой. Бабушка рассказывала мне, что когда работникам завода вовремя не поступала заработная плата, Пал Семеныч снимал деньги со своей книжки и всем раздавал.

Готов руку дать на отсечение, что на этом, случайно найденном в сети фото, изображен мой дед - Владимир Иванович. Опубликовано Виолой Жевлаковой

Человек был такой – глыба, а не человек. «Выбивал» своим работникам новые квартиры, решал вопросы на уровне администраций и руководителей, поступал по совести. Девушке, которая помогала семье Павлюка по хозяйству, он, перед самым своим отъездом из Сахалинской области, с легкой руки подарил новенький и дорогой шкаф. Придя домой и открыв шкаф, девушка и ее семья обнаружили в нем шикарный костюм Павлюка, а в его кармане – пачку денег. Прибежав к Павлу Семеновичу с костюмом и деньгами, девушка услышала такой ответ: «Спасибо, что вернули забытый нами костюм, а вот деньги оставьте себе, за вашу честность». Вот такой человек когда-то руководил всем этим…

И вот этим….

И этим…

Красногорск меня встретил разным. Каждый день он был другим. Ярким и солнечным, живущим, туманным и промозглым, умирающим, повседневным и хмурым.

Он был таким…

И вот таким…

Только вчера его «ели» пожары – сначала с одной стороны,

потом - с другой...

Море было спокойным, как в лучших воспоминаниях детства…

И бурным, каким всё чаще бывает в наши дни.

Вот кто-то явно прополз…

А вот тот, кто это был…

Детеныш нерпы. Испугался шторма, отбился от матери. Шуганул его, и тот пополз медленно, но с запасом сил, обратно в свою стихию…

Тридцатиметровое дерево… Как оно могло здесь оказаться? Откуда его принесло волнами?

Другие "дары" моря…

Знаете, а ведь море – это чудо, которое нам посчастливилось увидеть в жизни. А Красногорск – на берегу этого чуда… Оно и гладит его как заботливая мать, и бьет, как любящий отец, стремящийся донести самые сокровенные мысли, без которых не выжить. И так всю жизнь – гладит и воспитывает… Воспитывает и гладит…

Оно выплевывает ненужное и поглощает принадлежащее ему по праву.

Когда строились эти гаражи – за ними была огромная поляна, а сегодня – пара метров и обрыв. Море возьмет свое. Когда-нибудь оно обязательно сольется с красногорскими реками и поглотит всё. Оно наступает.

Озеро Айнское, в 7 километрах севернее Красногорска. Таким его увидел я…

А вот таким оно бывает в солнечные дни…

Опубликовано Татьяной Ким

Брошенные на потеху детворе, бегающей по развалинам зданий, трудовые книжки работавших здесь когда-то людей. В них – записи 1960-х-1970-х годов. Ничего никому не нужно, это теперь просто бумага с именами и трудовой биографией простых красногорских тружеников.

Городская часть села старается дышать полной грудью – работают магазины, а здесь на протяжении нескольких десятков лет неизменно стоит кафе «Сказка» - проезжающим на заметку – если захочется перекусить.

А вот с домами, находящимися в этой части села (ул. Вокзальная) у моей семьи связаны отдельные воспоминания.

Когда в 1950-х годах сюда приехала переселенцем из Украины моя бабушка, ее поселили в доме вместе с проживающими там, но в скором времени выселяемыми японцами. Семью бабушки поселили в комнату дома, а японцев выселили в коридор. Зимой в этих построенных японцами домах было настолько холодно, что семья бабушки позвала жить японскую семью из коридора к себе, в отапливаемое помещение. Ну такой уж мы народ… Сочувствующий, сострадающий. В благодарность за это, перед репатриацией, японцы оставили нашей семье свою мебель и некоторые ценные вещи. Почему это должно удивлять? Потому что обычно японцы перед уходом все свои вещи сжигали.

Вообще я заметил, что Красногорск такой, каким сам ты его захочешь увидеть, с какой стороны на него смотришь ты. Я хотел видеть в нем только хорошее – я видел это…

Кто хочет увидеть только плохое – просто повернет голову чуточку правее…

А я видел не развалины, я видел детские площадки и дороги цветов…

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В одном из стихотворений Иосифа Бродского есть такие слова: «В деревне никто не сходит с ума. По темным полям здесь приходит труд. Вдоль круглых деревьев стоят дома, в которых живут, рожают и мрут…».

Эти слова я бы хотел адресовать руководителям всех рангов. Дайте маленьким поселкам, селам и деревням возможность жить и трудиться. Дайте бегающим по развалинам девчонкам и мальчишкам капельку надежды и перспектив в жизни. Они этого достойны, они поднимут эти деревни на ноги, если будут уверены, что сами кому-то нужны. Никто из них не сойдет с ума от царящей там разрухи, если мы потихоньку начнем эту разруху приводить в порядок.

Как-то раз, не так давно, в Интернете среди жителей Красногорска прошел опрос – с чем у вас ассоциируется село? Отвечали многое и отвечали разное, но мне запомнилось вот что: В красногорском детстве дней солнечных было больше! – сказал один пользователь. И деревья были большими! – подхватил другой.  - Даже кажется, что и зимой было тепло, это, наверное, от теплых воспоминаний о прошлом…

Вы до сих пор считаете Красногорск городом-призраком? Быть может, вы просто не с той стороны на него смотрите…

P.S. Это я, в Красногорске, в конце 1980-х.

Отдельная благодарность за помощь в подготовке этого материала группе сайта Одноклассники «Красногорск – любимый городок на побережье Сахалина» http://odnoklassniki.ru/group/44354659156040. Низкий поклон от меня лично Сергею Чуприну за его воспоминания и богатый опыт, которым он со мной поделился. Спасибо Константину Гладкову, Наталии Зейц, Владимиру Агафонову, Татьяне Ким, Виоле Жевлаковой, всем пользователям, откликнувшимся на мою просьбу помочь, предоставившим информацию и отличные фотографии. Отдельные слова благодарности и признательности моей бабушке Альбертине Семеновне Штань.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: -, 6 мая 2014, в 01:34 +3
Комментарии
Написано 2 января 2016, в 16:21
Фото старые, у нас стало меньше развалин,центр совсем другой,много новых домов. Фото природы совсем тусклое, наш Татарский пролив самый красивый и лето там супер.
+3
Написано 2 января 2016, в 16:24
Катерина. К., фотографии 2014 года.
0
Написано 2 января 2016, в 16:25
Яков Максимов, ну видно. Ещё старые развалины в центре. Смотрите сколько много новых домов
+2
Написано 2 января 2016, в 16:30
Катерина. К., ну и здорово. Правда лично мне печально то, что развиваться старается только лишь центр села. Окраина, например, тот же Лесотарный, разваливается все больше.
+1
Еще 7 комментариев
Написано 2 января 2016, в 17:25
Яков, спасибо. Интересно. Сам не бывал в Красногорске, но когда-то в юности были у меня друзья из Красногорска, познакомились на "Горном Воздухе".
И кажется это была девушка.

"Где Вы теперь?
Кто Вам целует пальцы?
Куда девался китайчонок Ли?"
Грустно, конечно, видеть места, которые посещает разруха и всё хорошее превращается в тлен.
+2
Написано 2 января 2016, в 17:34
sasch, пост полуторогодовалой давности)
+4
Написано 2 января 2016, в 17:45
Яков Максимов, Для меня он новый, я его раньше не читал. Так что не вижу нестыковок
+2
Написано 2 января 2016, в 17:55
sasch, тоже верно)
+2
Online
Написано 2 января 2016, в 17:49
Спасибо,с удовольствием почитала
+2
Написано 2 января 2016, в 17:51
Натали, всегда пожалуйста))
+1
Написано 2 января 2016, в 19:17
Натали, таких городов призраков по Сахалину все, кроме Южно-Сахалинска)))
+3
Написано 2 января 2016, в 19:28
nik777, ну не скажите - Смирных например - очень развитый поселок городского типа. Невельск прилично выделяется на фоне остальных, например. А что населенных пунктов гибнущих - море - что есть, то есть. Причем не только на Сахалине, и на Курилах тоже.
0
Еще 67 комментариев
Написано 2 января 2016, в 18:13
Интересный рассказ. По-новому Красногорск для меня открылся. Сам я там не бывал, но проезжал через него не один десяток раз. Одно могу сказать точно- когда едешь по Красногорску невооруженным взглядом видно, что там есть жизнь, что идет развитие населенного пункта. Новостроек больше, чем в Углегорске и Шахтерске вместе взятых.
У кафе "Сказка" за последние годы, наверное, изменился основной состав покупателей. Помню были времена, когда десятки грузовиков везли уголь в Ильинск. Большинство водителей останавливались в Красногорске обедать. Потом южносахалинская ТЭЦ перешла на газ и уголь перестали возить. И в Красногорске стало меньше пыли. По крайней мере на дороге, по которой все автобусы едут))
+2
Написано 2 января 2016, в 18:36 Отредактировано 2 января 2016, в 18:36
странная карта с названием Лесогарск, у меня тоже есть много фото Красногорска, они уже отличаются от этих снимков, ну например возле памятника Ленину теперь микрорайон из новых домов:
0
Написано 2 января 2016, в 18:39
Сандра Клайд, всё со временем меняется.
+1
Написано 11 июня 2017, в 10:18
Спасибо за интересную публикацию. Интересно, а морской порт нынче функционирует?
+1
Написано 11 июня 2017, в 20:42
Shkiper, к сожалению, даже и не могу вам сказать. При случае обязательно поинтересуюсь у родных, которые там живут.
+1
Написано 26 января 2019, в 19:26
Shkiper, к сожалению уже нет. Разобрали последний кран. Суда уже давно не заходят сюда. Порт - дышит на ладан. Рабочих то уже не осталось... Развалили такое предприятие... Также как и ЛТЗ...
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Дом, который помнил всё
Дом, который помнил всё
Мы – из прошлого
Мы – из прошлого