Пурш-Пурш – путешествие в сказку

Предыстория

Все началось вот с этого объявления: Заинтересовались. В объявлении давались ссылки на интернет-ресурсы, позволяющие побольше узнать о заказнике «Восточный», о программе по исследованию популяции бурого медведя и о деятельности самой организации «Экологическая вахта Сахалина». «Экологическая вахта Сахалина», по моему мнению, одна из самых важных организаций нашей области, так как стоит на защите уникальной Сахалинской природы от браконьеров, разрушения в результате технологических воздействий, от хищнического использования ее ресурсов … Программа по изучению и сохранению бурого медведя Сахалинской области осуществляется с 2009 г. в сотрудничестве с Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН при поддержке Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. Программу полевых работ координирует «Экологическая вахта Сахалина». Требовалась помощь туристических групп и отдельных туристов в сборе материала для научных исследований в районе живописного Набильского хребта, рек Пурш-Пурш и Венгери. Мы никогда там не были и, без помощи Эковахты, вряд ли сможем попасть – места отдаленные, труднодоступные и находятся под охраной. Долго взвешивала все «за» и «против», опасалась, что моей физической подготовки для прохождения такого маршрута будет недостаточно, что не смогу выполнить задание … Но в приглашении была приписка, которая все и решила окончательно: «Тех, кто панически боится медведей, просим не обращаться!». Я панически боюсь медведей! Я обратилась! Проект этот волонтерский и поэтому зарплата не планировалась (да нам и не требовалась). Эковахта брала на себя оплату продуктов питания, обеспечивала заброску волонтеров к подножию горы Граничная и гарантировала эвакуацию после прохождения маршрута. И, что очень немаловажно, обеспечивает информацией по прохождению маршрута, картой и спутниковым телефоном. Обеспечение фальшфейерами (лучшее средство защиты при неожиданной встрече с медведем) тоже предполагалось, но у нас были свои.

2.08.2013 (день первый – начало пути)

День первый – самый легкий и, одновременно, самый трудный. Легкий потому, что от нас требовалось только донести рюкзак до места встречи, а дальше – долгий путь на пассажирском сидении машины. Трудный – первый шаг всегда самый трудный … Итак, наша цель: пройти через заказник «Восточный» от горы Граничная через Набильский хребет и вдоль реки Пурш-Пурш, выполняя определенные задания в рамках программы по изучению бурых медведей и охране окружающей среды (в частности – контроль за незаконным проникновением на территорию заказника и предотвращение браконьерской деятельности). Мы – это Марина (пенсионер), Дима (студент) и я – Елена (преподаватель-пенсионер), Поход полностью автономный. Маршрут проходит вдали от человеческого жилья, т. е. «все свое несу с собой» и рассчитывать можно только на свои силы и помощь двух товарищей. Добирались до места старта 12 часов. В конце пути вспугнули молодого медведя, решившего отдохнуть в лопухах у старой дороги. Миша очень резво побежал в гору почти по вертикальному склону. Приехали. Нам гостеприимно распахнул двери уютный домик – База снеголавинной экспедиции.

3.08.2013 (день второй – подъем)

Переночевали и с утра отправились в путь. Примерно 1 километр до снежника по которому начинается подъем. Пройдя по снежнику около километра наткнулись на очень старые останки двух медведей. Взяли их клыки в качестве трофеев и двинулись дальше подниматься по снежнику. Под снежником шумит ручей, бурлящие потоки которого иногда видно в промоины. Угол подъема, примерно, от 15 до 30 градусов. Ноги, обутые в болотные сапоги частенько проскальзывают. Временами приходится идти по самому ручью, преодолевая препятствия в виде камней и коряг. Часов через пять, соблазнившись красивым видом на склон и видимостью более легкого пути, решаем сойти со снежника и подниматься по склону сопки. Довольно быстро об этом пожалели – склон становится очень крутым, почти вертикальным. Два часа карабкаемся, цепляясь за траву и кусты и, вот она – вершина горы Граничная (высота 1503 метра). Вид с вершины горы изумительный! Под тригопунктом нашли записку, оставленную туристической группой в августе 2011 года. Отошли от тригопункта и увидели следы оленя. Далее, двигаясь по Набильскому хребту, мы неоднократно пересекали подобные следы. Вспомнили книги о следопытах и стали определять по следам поведение оленя – где бежал, а где просто шел … Двинулись дальше по Набильскому хребту. Так и подошли к месту, где на высоте 1424 метров нас должно было ждать небольшое горное озерко. К сожалению, озеро нас не дождалось! Делать нечего: скоро стемнеет, надо ставить лагерь. С имеющейся водой переходим в режим строгой экономии. Ночью любуемся звездным небом – в городе таких ярких звезд и в таком количестве не увидишь!

4.08.2013 (день третий – Набильский хребет)

Утром выпили по 200 грамм чая. На дорогу осталось около 300 грамм воды на троих. Мы были спокойны зная, что путь, в основном, будет пролегать вниз и мы быстро и без особого труда достигнем ручья. Но сегодняшний день был сильным ударом по нашей самонадеянности! Путь пролегал по сплошным зарослям кедрового стланика и камням, двигаясь по гребню хребта, приходилось обходить скалы. За пять часов прошли менее 2-х километров! Воду пришлось делить по глоткам. Шли на пределе! Пытались утолить жажду изредка попадающимися ягодами шикши и голубики. Но организм был уже настолько обезвожен, что от ягоды облегчения почти не наступало. И вдруг – о, чудо! Немного ниже по склону, но в стороне от трека нашего движения, белел небольшой снежник! И это был НЕ мираж! Мы практически скатились к нему почти не замечая крутых склонов и ветвистого стланика. Снежник небольшой, примерно 5 на 10 шагов. Мы совали в рот снег, пытаясь быстро утолить жажду, но это было не эффективно. Набирая снег в котелок, раскопали небольшую ямку, в которой стала собираться талая вода и – пили, пили, пили! Мы выпили, наверное, литра по два, затем вскипятили чай и наслаждались горячей живительной влагой. Вскипятили еще 2 литра воды (как питьевую с собой), начерпали из ямки еще на 1,5 литровые бутылки (при этом, не забывая еще пить и пить) и двинулись в путь. Мы сильно рассчитывали, что сможем сегодня дойти до ручья, но, накопившаяся усталость, продолжавшиеся длительные участки заросшие стлаником, подъемы и спуски сделали свое дело. По дороге любовались растительностью (одни и те же растения встречались и в цветущем виде и плодоносящими). Поели морошки на высоте более одного километра. Мы дошли до места, где должны были свернуть с хребта вниз к ручью, и приняли решение остановить продвижение вперед и разбить лагерь здесь. Быстро нашли удобную полянку с одной стороны отгороженную каменной стеной, а со всех других зарослями стланика. Несмотря на принятые меры предосторожности, ноги стерли до волдырей. Попили чай, обработали «раны» и вновь наслаждались чистым звездным небом и общением.

5.08.2013 (день четвертый – спуск)

День обещал быть достаточно простым – предстоял спуск с горы и проход вдоль ручья. Обещал, да не исполнил! Спуск для нас был очень тяжелый! Крутизна склона, порой, почти вертикальная, не за что ногам держаться и рукам уцепиться. Порой приходилось продираться сквозь кедровый стланик, сползать вниз по склону на «пятой точке» отчаянно (частенько безуспешно) пытаясь тормозить пятками или об дерево. Брюки после спуска имели довольно жалкий вид. Вот, наконец, примерно на половине спуска, в высохшем русле ручья блеснула вода – мы спасены! Воду теперь можно пить в неограниченном количестве! Пьем! Наполняем свежей студеной водой пластиковые бутылки, и продолжаем свой непростой путь. Идти по ручью оказалось не на много легче, чем по склону: уклон был еще довольно крутой, периодически возникали пороги и водопады, обойти которые можно было только по берегу. Сказать это легко, а вот выполнить …! Наградой за наши труды был великолепный вид на скалы – «Нижний город». На «Верхний город» мы любовались начиная спуск. Далее мы нашли довольно свежую (очень свежую) медвежью тропу, которая проходила вдоль ручья и по ручью. Тропа, конечно, не была похожа на аллею в сквере, но намного упростила проход по ручью. Не за долго до слияния ручья, по которому мы спускались, с ручьем Скальным мы попали в великолепный каньон! Мы «потеряли» высоту около 800 метров, а расстояние по карте (горизонтальное, без учета рельефа местности) – 3 км. Шли с 9 до 19 часов. Около часа ушло на поиски подходящего места для лагеря (все более-менее ровные площадки были истоптаны хозяевами этих мест – медведями).

6.08.2013 (день пятый – горный Пурш-Пурш)

Встали как обычно в 7 утра, а вышли довольно поздно – только в 11. Спустились по Скальному до слияния его с рекой Пурш-Пурш и дальше пошли «по реке». Хотя, «шли «по реке» - это мягко сказано! Периодически, то правый, то левый берег становились непроходимыми, приходилось по перекатам перебираться на противоположный берег. Уже был активный ход горбуши и мишки ее так же активно ловили. По дороге мы видели остатки их трапезы как уже «тронутые временем», так и те, что были брошены совсем недавно (по всей вероятности, медведь, почуяв наше приближение, бросал добычу и уходил). Дно реки, усыпанное скользкими валунами, сильно затрудняло переправу. Марина, потеряв равновесие, падает в воду вместе с большим рюкзаком на спине. Ей удается быстро перевернуться на живот и встать. Места, которые было затруднительно пройти по реке или краем берега, обходили по «полочкам», используя для этого медвежьи тропы. В некоторых местах тропы были так натоптаны, что напоминали проезжую дорогу. Двигаться по ним было на много проще, но страшновато. Были и полные «непроходы». Приходилось лезть на сопку по крутым (почти отвесным) склонам и сползать с них (иногда на животе). В этот день состоялись первые две встречи с медведями: Мы с Димой замешкались на перекате, переходя на правый берег реки, а Марина прошла немного вперед. Только она подошла к повороту реки, как быстро возвращается со словами «Медведь. Сюда бежит!». Мы, естественно, напугались и растерялись. Решили вернуться на левый берег. Примерно на середине реки поняли, что медведь ушел (мы его не видели), но продолжили движение по левому берегу по медвежьей тропе. Метров через 100-150 опять вышли к реке. Перейти ее было необходимо, так как перед нами был очень высокий и отвесный склон пройти мимо которого по берегу мы не могли. Только стали выходить из кустов на берег, как увидели на противоположном берегу медведя, бегущего нам навстречу. Скорей всего – это был тот же медведь, который напугал нас только что. Он был среднего размера (лет 5 – 8), светло-бурого окраса. Медведь бежал к нам мелкой рысью, поглядывая в нашу сторону. Ветра почти не было. Сначала мы рванули назад в кусты, но быстро поняли свою ошибку и стали выходить на берег, чтобы он нас увидел. Я что-то пыталась говорить медведю «спокойным низким голосом». Приготовили фальшфейер. Медведь, видно все-таки почуял наш запах, но не понимал, кто перед ним. Он остановился и начал принюхиваться, вытягивая нос, губы и водя головой по сторонам. Затем встал на задние лапы, продолжая изучать воздух. Мы продолжали создавать шум и видимость того, что мы «большие». Наконец, мишка поняв, что имеет дело с человеком и не одним, бегом пересек реку и стал подниматься по крутому склону. Поднявшись до первого куста, он остановился, оглянулся на нас и, скрылся. Дима пытался сфотографировать его уход, но без успеха.

7.08.2013 (день шестой – гроза)

Путь, по прежнему, проходил по реке Пурш-Пурш. «Горная» часть реки подходила к концу и начиналась «равнинная» - стало меньше порогов и водопадов, крутых берегов-скал, появились огромные тополя, вдоль реки стали чаще попадаться «полочки». Идти стало, вроде бы, удобней, но появились и новые проблемы – буреломы (нагромождения огромных стволов и вывороченных корней), перелезть через которые невозможно и приходится делать большие петли, обходя их. Очень высокая (выше человеческого роста) трава, в основном папоротники и лопухи, которая заглушает звуки и закрывает обзор – появилась опасность случайных неожиданных встреч, которые очень нежелательны. Ветра почти нет или дует в лицо. Приходится постоянно подавать голос – идем и кричим «Ого-го, Ага-га, Мы идем …», поем песни и читаем стихи. Как правило, мишки, услышав наше приближение или почуяв запах, уходят в сторону, но избежать встречи удается не всегда. Чаще всего это происходит на повороте реки. Первый на сегодня – светло-бурый, размер больше среднего. Мы начали шуметь, мишка повернулся и шустро убежал в гору. Второй – огромный, черный. Так же вылетели на него из-за поворота. Расстояние до него 50-70 метров. На краю берега росло большое дерево – быстро спрятались за ним. Медведь, что-то почуяв, направился в нашу сторону. Жуть! Стали кричать: сначала из-за дерева (остановился), потом вышли, стали рядышком и подняли руки над головой (спокойно повернулся и спокойно ушел в заросли). День ознаменовался неприятным событием – травма. Выходя из реки на каменистую отмель, я поскользнулась. Удержать равновесие помешал достаточно тяжелый рюкзак. Я упала лицом вниз на камни, а рюкзак еще и прихлопнул пеня после падения. Теперь у меня на лбу огромная шишка и что-то вроде небольшого вывиха или растяжения запястья. Шишка не мешает, а вот рукой двигать больно. Позднее из кусочков хопы сделала импровизированную шину, но рука действует только на половину. Но, более значимым для нас событием для нас стала гроза. Яркие вспышки молний сопровождались громкими и продолжительными раскатами грома! Хотя, это было не самым страшным – гроза сопровождалась сильным ливнем! Было уже не понятно: идем вдоль реки или плывем. Все моментально стало мокрым, рюкзак резко потяжелел. На ночлег пришлось располагаться раньше. Тем более, что удалось обнаружить старую полуразрушенную избушку. Ночевать в ней было невозможно, но место было удобное, а внутри были инструменты, которые помогли нам быстро заготовить дрова и организовать костер. Но и здесь нас поджидала неожиданность: только мы развели костер и развесили вещи на просушку как началась гроза-2! Продолжалась она минут 30 и мокрыми стали теперь даже те вещи, которые повесили не сушить, а немного проветрить. Палатка сырая, коврики тоже. Радовали душу и тело сухие спальники. Костер залило и пришлось заново колдовать над сырыми дровами. В результате, костер довольно бодро запылал. На костре довольно быстро приготовили еду. Долго сидели у костра и разговаривали о всяком разном.

8.08.2013 (день седьмой– равнинный Пурш-Пурш)

Утром встали, как обычно, в седьмом часу, но долго не могли собраться. Все вещи после вчерашних дождей были мокрые, а организм упорно не хотел облачаться в эту сырость. По идее, следовало воспользоваться более-менее хорошей погодой – остаться на месте и просушить все вещи. Но, мы не послушались голоса разума (в надежде на новую, более удобную избушку) и, одев мокрую одежду и натянув болотные сапоги, тронулись в путь. Пурш-Пурш носил явно равнинный характер – высоких порогов и водопадов не было, берега довольно плоские и покрыты высокой растительностью (в основном, лопухи и папоротники). Опасность заключалась в том, что ни мы зверя не видим, ни он нас! На небольшой болотинке увидели следы какого-то парнокопытного животного. Стали рассматривать и фотографировать. Дима говорит: «Треск какой-то подозрительный». И впрямь – треск-шум стоит и к нам приближается. Мы отскочили немного назад, выхватили фальшфейера. В метрах 20 от нас (практически там, где мы только что стояли) из-за дерева выглядывает огромная рыжая морда! Несколько секунд медведь рассматривал нас, а затем скрылся в зарослях. Далее, по пути, мы пару раз видели, как уходит вспугнутый нами зверь. Но, чаще всего, нам уступали дорогу молча и незаметно, только на берегу оставались свежие отпечатки лап и недоеденная рыба. Еще одно приключение связано со мной: опять падение. Теперь при переходе реки – не удержала равновесие на камне и рухнула спиной (с рюкзаком) в воду. Марина с Димой помогли встать. Одежда на мне после вчерашних дождей стала немного подсыхать и теперь опять стала вся мокрая. Рюкзак стал раза в два тяжелей. Вышли к старому разрушенному мосту. Там нас ждал «привет» от организаторов, а к привету прилагались вкусняшки! Знали, что где-то в этом районе должна быть избушка, но даже более-менее точных координат ее не имели. Проблукали больше часа, но избы так и не нашли. Расположились на ночлег возле недавнего пожарища между медвежьих троп. Уже в сумерках, сидя у костра, Марина заметила медведя метрах в 70-100 от нас. Довольно крупный зверь уходил по, противоположному от нас, склону распадка.

9.08.2013 (день восьмой – «рекорд»)

Утро началось с войны с гнусом. Эти мелкие мошки проникли в палатку около 6 часов утра сквозь сетчатую вентиляцию и принялись нещадно нас грызть. Пришлось вставать и поливаться OFFом. Пока позавтракали и собрались, вот уже и 9 часов – пора в путь. Сегодня Пурш-Пурш был опять новым: он уже не носил равнинный характер, но еще не стал «горным». Как подарок для нас – то на одном, то на другом берегу удобные «полочки», поросшие лиственницей и елью. Идти по таким «полочкам» одно удовольствие – лес далеко просматривается, почти не надо обходить бурелом. Наткнулись на брошенную стоянку и порубку леса (недалеко друг от друга, но на разных берегах). Разбираться, кто это сделал и зачем теперь будут сотрудники Экологической Вахты Сахалина. Не обошлось и без падений: мокрые камни и болотные сапоги на этот раз подвели Марину. Само купание, вроде, освежает, но при таких падениях есть большая вероятность травмы, идти потом приходится в мокрой одежде и рюкзак при намокании становится тяжелей чуть ли не в два раза. Не обошлось и без встреч с мохнатыми хозяевами заказника (как и большинство таких встреч, они произошли на реке). Первый, темно-бурый, довольно крупного размера, вышел на правый берег, а мы на левый примерно метрах в 50-ти друг от друга. Как-то очень быстро и мы и медведь перешли реку, поменявшись берегами, и скрылись в кустах противоположных берегов. Вторая встреча заставила нас здорово поволноваться. Мы перешли реку и стали подниматься по склону, когда метрах в 80 от себя на берегу реки заметили большую черную тень – это был крупный медведь почти черного цвета, который вел себя немного странно: то бежал в нашу сторону, то опять отходил к реке, снова к нам… Мы попятились вверх по склону, вынув фальшфейера и приготовились к обороне. Но, спустя несколько минут (которые нам показались вечностью), зверь отвернулся от нас окончательно и перешел на другой берег реки. Каково было наше удивление (и испуг), когда мы увидели рядом с ним другого медведя, поменьше размером и маленького медвежонка неуклюже карабкающегося по каменному берегу. А ведь всем известно на что способна мать-медведица, если посчитает, что ее дитю грозит опасность. Сегодня за день мы прошли 10 километров – рекорд восьми дней нашего путешествия!

10.08.2013 (день девятый – почти обычный, но с дождем)

Утро началось с небольшой мороси. Настроение несколько подпортилось, но мы планировали к обеду найти избушку (координаты били у нас в навигаторе) до которой было 4 – 5 километров. Дождь то прекращался, то начинал накрапывать опять. Сильно напрягал ветер, порывами дующий нам в лицо. Мало того, что из-за шума речной воды нас было плохо слышно, из-за природной подслеповатости медведь мог нас не увидеть, так теперь из-за того, что ветер дул от зверя на нас, он нас и не чуял! Новая встреча с медведем, уже девятая по счету. Казалось бы, должны уже привыкнуть, но нет – выброс адреналина происходит каждый раз! Да и поведение медведей каждый раз разное! Выходили из-за поворота по левому берегу и, вот он, стоит метрах в 70 от нас на нашем левом берегу. Мы встали рядом в одну шеренгу и тихонько двинулись вперед. Я «спокойным низким» голосом стала декламировать стих Агнии Барто «Идет бычок качается». Миша постоял, посмотрел на нашу живописную группу и лениво пошел в противоположную от нас сторону. Шли по красивейшим местам! Мы подошли к тому месту, где, согласно координатам, должна была находиться избушка. Более часа обследовали берега Пурш-Пурша и его притока, облазили подходящие для жилья «полочки», но так и не нашли ничего похожего на домик. Слегка расстроились, т. к. рассчитывали хорошо отдохнуть, привести себя в порядок, просушить вещи, погреться у печки … Делать нечего – двинулись дальше. Несмотря на усталость и довольно тяжелые рюкзаки, находили время и силы любоваться окружающими пейзажами (а они, порой, были необыкновенно прекрасны) и причудливой растительностью. Несколько раз видели низко пролетающих белоплечих орланов – очень больших и красивых птиц, занесенных в Красную книгу. После обеда нас опять ждала встреча с хозяином тайги, причем, достаточно крупным. Как и в большинстве случаев, налетели на него из-за поворота. Выше уже говорилось – ветер дул на нас и учуять, что перед ним человек, медведь не мог (а значит, мог принять нас за врага). Медведь заметил нас не сразу. Обойти его по безопасной траектории мы не могли (на этом участке реки мы могли пройти только по той каменистой косе, на которой стоял зверь), значит необходимо было, каким то образом «попросить» его пропустить нас. Итак, двигаясь вдоль противоположного берега друг за другом (вода уже выше колена), размахивая над головой руками и палками, хором декламируя детские стихи, мы двинулись в сторону медведя, обходя его по возможно большей дуге. Нежная психика зверя не выдержала такого зрелища и он, нехотя, но молча, удалился. Но так, как рельеф местности не позволял нам увидеть, куда он удалился – немного дальше за поворот или поднялся по косогору – мы (уже не видя медведя) продолжали хором «высокохудожественно» декламировать все, сто только могли вспомнить, пока не «заглянули» за поворот. Ура! Берег свободен! Можно двигаться дальше! К 17 часам, пройдя более 9 километров, мы решили встать на ночевку. Нашли подходящий ручей (без красной рыбы), расчистили от камней, веток и кустов площадку для палатки, развели костер и сели перекусить. Смотрю в сторону реки, а там, недалеко от нас, по каменистой отмели гуляет темно-бурый медведь. Мы, вполне естественно, решили его прогнать: стали кричать и размахивать руками. Мишка, то ли действительно нас не замечал (мы находились немного выше его по склону и нас немного прикрывали деревья), то и делал вид, что ему все равно – спокойно прошелся по отмели туда-сюда и спокойно скрылся в высокой траве. Подбросили побольше веток в костер, рассчитывая, что дым отпугнет животное от «полочки», на которой мы расположились лагерем. Каково было наше удивление, когда минут через 30 (костер пылал и дымил во всю), скорей всего, этот же медведь вышел на отмель, вошел в воду, одним махом лапы подцепил рыбину и скрылся с ней на берегу. Примерно через час мы увидели ту же картину. Оба последних раза мы уже не пытались напугать его, а молча наблюдали за этой рыбалкой. Только легли спать, как опять пошел дождь и довольно сильный. Посетовали о вещах, оставшихся висеть на веревках и о потухающем от дождя костре.

11.08.2013 (день десятый – каньон)

Наши надежды на то, что за ночь распогодится не оправдались: утро было хмурое. Пришлось одевать сырую одежду, которая «сушилась» всю ночь. По-быстрому собрали лагерь и двинулись в путь. Лезть на тропы в высокую мокрую траву (да еще и при сильном встречном ветре) не хотелось и мы пошли вдоль реки, используя каменистые отмели. Так как отмели располагались то справа, то слева, приходилось регулярно переходить речку вброд. По пути встретили огромное гнездо белоплечего орлана. Только тронулись в путь, как встречный ветер и плохая видимость (туман) сделали свое дело – посреди реки сидит довольно крупный медведь и выуживает рыбу. Пошумели, пытаясь привлечь к себе внимание, но на зверя наш концерт не произвел впечатления – пришлось обходить и подальше. Дождь, который вначале слегка моросил, усилился и уже поливал нас, утяжеляя наши рюкзаки, скрывая шум наших шагов. Мишки нас теперь не слышали, не видели и не чуяли. Результат: за первую половину дня 8 (!) встреч с медведями и только в одном случае он убежал! Больше всего запомнились три встречи: - Идем, смотрим, с нашей стороны выходит на берег реки довольно крупный медведь. Начинаем привлекать к себе внимание. Заметил, но уходить не стал (видимо любопытство взяло верх), перешел через речку, сел напротив нас и стал смотреть концерт. Пришлось более пяти минут петь ему песни и плясать. В конце концов, медведь решил, что развлечений ему сегодня хватит, встал и лениво ушел. - Остановились около ручья набрать питьевой воды (несмотря на то, что двигались вдоль реки, воду из нее пить уже было нельзя и для пополнения запасов питьевой воды приходилось искать небольшие горные ручьи, впадающие в Пурш-Пурш). Берег был пустой и мы слегка расслабились: Марина набирает в бутылку воду, а Дима выливает воду из сапог, я немного отошла в сторону оглянуться и найти интересный вид для фото. Поворачиваюсь по течению реки и вижу: метрах в 10-15 от меня стоит бурый медведь среднего размера и пристально смотрит на меня! Кричу: «Марина, медведь!», а у самой колени дрожат от такой близости. Встали бок-о-бок. Дима кое-как впихнув ногу в сапог и встал рядом. С минуту мы так стояли и смотрели друг на друга. Затем, медведь сделал вид, что не замечает нас и, имитируя поиск и ловлю рыбы, стал очень медленно удаляться от нас. Мы, не дожидаясь, когда он опять проявит к нам любопытство, переправились на другой берег и пошли дальше. Медведь шел по «своему» берегу в одном с нами направлении чуть впереди нас: заходил в воду, шлепал по воде лапой и опять выходил на берег. Это была явная демонстрация с его стороны – мы уже видели, как они ловят рыбу и движения нашего мишки лишь напоминали е ловкие и быстрые броски. Так продолжалось около 10 минут, пока медведь не воспользовался очередным поворотом реки и не скрылся в высокой траве. - Это была пятая встреча за этот день. На противоположном берегу, метрах в 80 – 100 от нас, стоял очень большой медведь. Хоть это и был противоположный берег, но река в этом месте была достаточно узкая, а проходить в такой опасной близости от огромного зверя не хотелось. Используя уже отработанную тактику, мы стали привлекать к себе внимание, но почти сразу замолчали и замерли – из-за спины медведя на берег выходил еще один, такой же, огромный зверь! Увидев, что место занято, он сперва повернул назад (мы облегчено вздохнули), но тут же повернул и пошел по берегу в нашем направлении, выискивая удобное место для рыбалки. Мы посчитали, что два таких больших матерых медведя за раз для нас многовато будет, молча полезли на достаточно крутой берег и, забирая как можно глубже в чащу и вопя во все горло, двинулись вперед. Только, пройдя довольно приличное расстояние, мы замолчали и осмелились опять выйти к реке. Мы подошли к одному из самых красивых и опасных для прохождения мест реки Пурш-Пурш – каньону! Даже сильный дождь не смог скрыть всех, открывающихся нам, красот. В течении часа мы двигались вперед вдоль отвесных скал, преодолевая завалы из огромных валунов, обходя по воде скалы, прорываясь сквозь буреломы… Красота, величие и могущество этих мест поражали! Пройдя каньон, мы поняли, что дальше двигаться просто не в состоянии – мы были промокшие насквозь с головы до пяток, а встречный ветер выдувал последние остатки тепла. Нашли небольшой пятачок, расположенный между медвежьими тропами. За все время пути вдоль ручья и реки, сколько мы не пытались найти тихий, спокойный уголок вдали от медвежьих троп и лежек, нам этого так и не удалось. Радовались, когда удавалось втиснуть палатку между ними. Тропы были везде! А где не было троп, там были или медвежьи лежки или их же раскопы. Сняв мокрую одежду перед палаткой, мы, по очереди, занырнули внутрь. Затащили в палатку по последнему (спальному) сухому комплекту одежды, газовую горелку, посуду, еду и спальные принадлежности. Горячий чай и сало с чесноком сделали свое дело – мы стали согреваться. Спать легли рано. В палатке было сыро. Это была первая ночевка без спасительного и обязательного в наших условиях костра. Но, умные и тактичные хозяева этих мест не потревожили нас.

12.08.2013 (день одиннадцатый – путь к морю)

Утро. Дождь продолжается. Мокрая одежда с вечера валяется на улице. Внутри палатки согрели чай. Позавтракали. Фотоаппараты пришлось спрятать. Согласно карте, нам до моря оставалось около пяти километров и около восьми километров до устья реки Венгери. Нам показалось, что это не так уж много, но как мы ошибались! Спустившись к реке, мы просто не узнали свой Пурш-Пурш! Куда делась река с прозрачной водой и удобными каменистыми берегами? Перед нами был мутно-коричневый бешенный поток, ставший раза в два шире! И этот бурлящий поток нам необходимо было перейти! Расстегнули ремни рюкзаков, взялись за руки и очень маленькими шажками двинулись наискось по перекату. Первый раз я оказалась в ситуации, когда сделать шаг, даже очень маленький, оказывалось невозможно. Мы с трудом, но двигались вперед, все глубже погружаясь в бушующую воду (к середине реки она доходила уже до пояса), вода бурлила возле наших тел и старалась сбить с ног. Меня, довольно крупную женщину с большим тяжелым от воды рюкзаком, просто сдвигало по камням вниз по течению! Переход реки занял около 15 минут, а ведь только вчера вечером мы это сделали в этом же месте за 2-3 минуты! Начиналась тихая паника: двигаться вдоль самой реки мы физически не могли, пересекать реку тоже не было возможности. Пройдя по тропе вдоль левого берега до очередного «непрохода», мы поняли, что переходить на левый все равно придется, иначе не сможем попасть (правый берег у устья реки) – чем ближе к устью, тем тяжелее это будет сделать! Пройдя по тропам левого берега столько, сколько это было возможно, перед очередным «непроходом» все-таки решились на переправу. Используя уже приобретенный опыт переправы, мы перешли бурный поток. Но, практически через два-три десятка метров мы добрались до очередного «непрохода». Приняли решение не рисковать больше переходя реку, а пытаться переходить скалы «по верху», т. е. залезая на сопку и проходя опасные и непроходимые места над скалой. Мокрые кусты, трава, хвоя, корни скользят под ногами, не всегда есть за что ухватиться, но мы упорно лезли вверх, понимая, что это единственная возможность добраться до моря, а значит – до дома. Больше к самой реке мы уже не спускались – вначале шли по краю обрыва вдоль реки, а затем, обнаружим медвежью тропу, вообще стали забирать немного вправо, надеясь срезать часть пути. И вот оно – море! Песчаный пляж весь в медвежьих следах, густой туман, который скрывает от нас то само море, то скалистый берег, больше напоминавший вертикальную стену (невероятно красивую). Нас еще до похода предупредили, что на участке пути вдоль моря будет два больших «непрохода» и объяснили, как их обходить через скалы и лес. Первый «непроход» мы преодолели довольно легко. А вот со вторым, который находился в непосредственной близости от конечного пункта нашего путешествия, возникли проблемы. Дойдя до почти вертикальной скалы, которую невозможно было обойти ни по берегу, ни по морю, мы начали искать «обещанную» веревку (с помощью которой можно будет забраться на высокую, гладкую и почти вертикальную стену), но не нашли. Убедившись, что подъем без веревки для нас невозможен, решили немного вернуться назад в поисках лучшего варианта подъема. Пройдя примерно с половину километра, стали обследовать место (по координатам в навигаторе), где два года назад уже поднималась группа . но за прошедшее время часть скалы осыпалась, сделав подъем, если и возможным, то очень трудным и рискованным. Рисковать не стали и вернулись к «непроходу», надеясь на результаты более тщательного поиска. Но и это обследование не принесло успеха и уже не пошли, а поплелись назад. Опять вернулись к месту, отмеченному в навигаторе и предприняли попытку подняться. Вроде бы не очень продолжительный, но очень крутой и сыпучий участок подъема не давал возможности подниматься с рюкзаками. Решили попробовать подниматься налегке, а рюкзаки подтянуть вверх на веревке. Треть опасного и трудного подъема таким образом удалось преодолеть. Воодушевились. Но, уже через несколько минут мой рюкзак, оборвав веревку, летел со скалы, стукаясь об ее каменные выступы. Мы не захотели следовать его примеру – сползли с горы и понуро поплелись вдоль обрыва в поисках хоть более-менее удобного подъема. Идти пришлось более километра до ущелья, образованного горным ручьем. Не буду описывать, как мы в отчаянии по почти вертикальной стене карабкались по огромным булыжникам, соскальзывали по глине, пытались подтянуть свое тело, утяжеленное рюкзаком, за хилые ветки … Мы на верху! Стараясь не думать о спуске, двинулись вперед. Шли больше часа по медвежьим тропам, кедровому стланику... Смутный контур устья реки, к которому мы так стремились, едва видневшийся в тумане, мы приняли как чудо! После испытания горами, рекой, погодой, морем и «непроходами» (уставшие, мокрые, замерзшие и голодные) мы вышли к тому месту на побережье, откуда нас должны были эвакуировать сотрудники организации «Экологическая вахта Сахалина».

13.08.2013 (день двенадцатый – отдых)

Утром даже не верилось, что больше не надо надевать на плечи рюкзак и куда-то идти. Можно было отдохнуть, привести себя в порядок. Ощущение того, что мы попали в рай, немного портила погода – густой туман и морось. В надежде, что к вечеру нас эвакуируют, мы наслаждались отдыхом и изучали ближайшие окрестности. Туман, иногда становился реже и давал возможность рассмотреть и устье реки, и морской берег, и кекур, стоящий недалеко от берега. А еще, к устью реки выходили наши друзья – медведи. Нам доставляло истинное удовольствие наблюдать за двумя молодыми медведицами, которые осмеливались подходить достаточно близко. Занимаясь своими делами (купались в волнах, ловили и ели рыбу, гуляли по берегу, «дрались» между собой и др.), они делали вид, что не замечают наблюдателей. Именно «делали вид» – мы всегда находились в поле зрения медведей. В этот день за нами не приехали и, уже появлялась тревога, ведь уже через два дня нас ожидал теплоход, который должен был отвезти нас к новым приключениям.

14.08.2013 (день тринадцатый – отъезд)

Чудесное утро! Наконец-то мы видим солнце! Погода внушает надежду, что сегодня за нами приедут. В ожидании моторной лодки, продолжаем наслаждаться шикарными видами на море и сопки. Периодически появляются медведи: ловят рыбу, едят, купаются, шутливо борются друг с другом… День пролетает быстро. И вот после обеда долгожданная весть – пришла лодка! Облачаемся в специальные комбинезоны (теплые и непромокаемые) и в путь! На море небольшое волнение и надувная моторная лодка «прыгает» по волнам, а в лодке прыгаем мы. Вначале лодка проходит вдоль берега в сторону устья реки Пурш-Пурш и перед глазами уже известные нам места, а в памяти всплывают трудности, которые ждали нас на этом пути, эмоции, которые мы испытывали ... Мы прощаемся с заказником и ее обитателями. Немного грустно. Лодка разворачивает и – в обратный путь - путь домой. Часа через три мы снимаем комбинезоны и садимся в машину. Завтра мы будем дома. Вернемся ли мы когда-нибудь в эти чудесные края? За 10 дней мы прошли маршрут: через вершину горы Граничной и, пройдя по Набильскому хребту, спустились по ручью Скальному к реке Пурш-Пурш и, следуя по ней, вышли к морю. И горы и Пурш-Пурш показали и свою невероятную красоту, и свой крутой нрав. Погода, то баловала нас солнышком, то заливала проливными дождями (даже подсвечивала молниями). Более двадцати обитателей заказника – медведей разных возрастов и размеров – вышли «поприветствовать» нас! Вместе с нами делил все невзгоды, тревоги и радости наш талисман: Яркие и незабываемые впечатления!