Страшные тайны, за разглашение которых секир-башка

Страшные тайны, за разглашение которых секир-башка

Мне и моим товарищам, предпочитающим активный образ жизни, каждый нерабочий день (за исключением сильных осадков) неймётся посетить какие-либо красивые и интересные места по югу Сахалина, в которые можно попасть в течение светового дня. Таких мест достаточно много, и говорить, что мы побывали во всех подобных местах – значит, явно преувеличивать. К тому же вроде бы известные нам места могут предстать в совершенно неожиданном ракурсе – то кто-то обнаружит в подобных местах редкие растения, то артефакты японского периода, а то и русско-японской войны, и т.п. По мере того, как узнаём поступившую информацию о новых находках, либо же разглядываем местность на подробных картах – что ж, дожидаемся нерабочего дня, и при благоприятной погоде вперёд!

Но как вперёд? На личном транспорте – ни у кого из нас его нет. Многие читатели воскликнут: «Почему же?» Об этом уже сообщал, см. http://blog.astv.ru/blogs/4487/8890 – так что повторяться не буду. Остаются рейсовые автобусы, да изредка пригородные поезда (на Ново-Деревенскую и Быков).

В пользу рейсового транспорта можно привести и такой довод. Особенно интересны круговые маршруты, когда пешую часть начинаем в одном месте, а выходим совершенно в другом, подобных примеров можно привести множество. Разумеется, запасаемся расписаниями транспорта, следующего до пункта захода и из пункта выхода.

Но как же узнать расписания автобусов? Вот тут-то, оказывается, перевозчик перевозчику рознь! В сторону Корсакова, Анивы, Долинска, а также Холмска и Невельска – всё понятно, расписания повсеместно опубликованы, но оперативно обновляются лишь на стенде автостанции. С этим ладно.

Но есть пригородные маршруты, да и некоторые городские (ходящие редко и по расписаниям), обслуживаемые исключительно южно-сахалинскими перевозчиками. Для пущей ясности приведу их номера.

Городские: № 1 (ул. Больничная – «Дом инвалидов» в районе пересечения пр. Мира и ул. Лесной); № 6 (вокзал – Лиственничное – кладбище № 3); № 11 («Земляничные холмы» – кладбище № 2).

Пригородные: №№ 104, 105, 119, 122, 174, 177, 189, 256, 256-А. Стоимость проезда в них за чертой города существенно дешевле, чем на аналогичных маршрутах прочих перевозчиков, следующих по тем же направлениям (например, до Троицкого на 256 и 256-А раза в 2 дешевле, чем на 111, ходящем на Аниву), потому что эти маршруты дотируются из-за перевозки дачников и убыточны, поэтому ходят редко. Всё это хорошо, лишь бы ходили да расписание соблюдалось. А в случае изменений в расписании их можно было бы узнать. Но как узнать, в том-то и всё дело! Есть телефон центральной диспетчерской службы 22-01-41, но в том-то и дело, что они иногда сами толком не знают, каким перевозчиком обслуживается какой-либо маршрут – да-да! А бывает, что и перевозчик меняется – например, это совсем недавно произошло с маршрутами №№ 119 и 189.

Собираю информацию по расписаниям буквально по крупицам из разных источников. Расписания многих выше перечисленных маршрутов стабильны в течение ряда лет – но что касается маршрутов №№ 104 и 105, то их расписания довольно регулярно подвергаются резким изменениям, о которых узнать практически невозможно. Кроме того, регулярно, внезапно и непредсказуемо передвигаются конечные остановки этих маршрутов – и совершенно никаких оповещений и никаких табличек вообще! Чтобы не быть голословным, приведу свежие примеры из практики этого весенне-летнего сезона.


 

***


 

В конце мая мы решили съездить в сторону Охотского, пособирать черемши в одном из распадков недалеко от трассы в это село. Первый рейс маршрута № 174 в этом направлении должен был отойти в 8:30 – что ж, в 8:15 мы были около ДК железнодорожников, где «испокон веков» производилась посадка на этот маршрут. Оттуда же отправлялись автобусы по маршрутам №№ 6 и 104, что произошло на наших глазах. Разумеется, никаких табличек – мол, зачем, народ и так знает!

Но... в сторону Охотского – никого, ни рыбаков, ни дачников! Возможно, потому, что накануне прошёл дождь, который прекратился за полчаса до этого. Но сам Сахгидромет обещал прекращение осадков – значит, так тому и быть, но не все же следят за прогнозами погоды, столь тщательно, как мы? Подумали, что посадка на этот автобус передвинулась, но самого автобуса нигде не видать! Несколько лет подряд по 174-му ходил автобус с характерной фиолетовой раскраской, такой был единственным на весь город, и его трудно было не заметить.

Что делать? Звонить перевозчику на известный номер 22-01-42 (не путать с номером центральной диспетчерской службы – они действительно отличаются на одну цифру), но мы знаем, что по тому номеру диспетчер отвечает только в рабочее время, а в нерабочее если и ответит, то охранник, который не знает ничего. Итак, настало 8:30, и мы решили, что рейс отменён вообще. И тут на противоположном конце привокзальной площади, от касс автостанции, отошли несколько автобусов, в том числе какой-то большой серый, которой ранее мы не видели. Впоследствии оказалось, что это и был автобус на Охотское, да-да! Но откуда мы знали, что посадка внезапно перенесена в другое место? И для чего – в районе касс автостанции и так их столпотворение, а от ДК железнодорожников они отходят редко!

Что ж – по В. Высоцкому, «и я лечу туда, где принимают». «Принимал» автобус, отправлявшийся в 8:40 в сторону Холмска, на который спонтанно сели. Доехали на нём до Пожарского, и прогулялись по дорожке вдоль речки Окуловки, которую можно разглядеть на подробных картах. Туда мы все попали в первый раз. Красивые места – кое-где попадалась цветущая сакура, да и изобилие нарциссов, растущих на полянах, где явно располагались японские хутора.


 


 


 

Дошли до самого конца дорожки, которая потерялась в бамбуке. Но было видно, что распадок продолжался вверх – и подумали, что при японцах дорожка могла проходить и далее по нему (впоследствии при просмотре многих подробных карт, в том числе и японских, я удостоверился, что мы действительно дошли до того места, где дорожка всегда заканчивалась). Вернулись прежним путём, без проблем уехав на рейсовом автобусе из Холмска, который проходил через Пожарское примерно в 16:45. Хорошо, что достаточной суммой на проезд (около 350 р. в оба конца с каждого) мы располагали. Уже вошло в привычку – брать с собой некоторую сумму про запас, на всякий случай.

По возвращении я отправил запрос в мэрию Южно-Сахалинска через сайт http://yuzhno-sakh.ru/ - привожу его полный текст.


 

«Посадка на автобусы маршрутов №№ 6, 104, 122, 174, 177, отправляющихся с привокзальной площади, всегда проходила возле Дома культуры железнодорожников, причём в том месте никаких табличек с информацией об этих маршрутах никогда не располагалось. Сегодня, придя на это место посадки и надеясь уехать в 8 часов 30 минут утра в пос. Охотское Корсаковского района рейсовым автобусом маршрута № 174, и прождав до 8:30, я этого автобуса не обнаружил. Предположив, что этот рейс по каким-то причинам вообще отменён, я перешёл привокзальную площадь, чтобы узнать информацию об этом на стенде возле кассы автостанции. На этом стенде висело прежнее расписание автобусов по этому маршруту без указания места посадки. Лишь позже я узнал от кого-то из местных жителей, что место посадки на автобус маршрута № 174 внезапно изменено и теперь производится возле касс автостанции. Так как Дом культуры железнодорожников находится достаточно далеко от касс автостанции, я отходящий автобус в пос. Охотское видеть не мог, несмотря на то, что посадка на маршруты №№ 6 и 104 по-прежнему производилась возле Дома культуры железнодорожников, в чём я лично убедился.

Так как следующий рейс маршрута № 174 должен был отправляться от привокзальной площади в 13:30, но мне нужно было вернуться домой не позже 18 часов, в этот день в пос. Охотское я попасть не смог, тем самым полагаю, что было нарушено моё конституционное право на свободу передвижения.

Во избежание подобного, убедительная просьба опубликовать возле Дома культуры железнодорожников информацию об отходящих с этого места маршрутах и расписаниях их отправления, а также информацию о месте посадки на маршруты №№ 122, 174, 177. Хотелось бы, чтобы изменённая информация о местах отправления рейсовых автобусов располагалась в местах их прежнего отправления.»


 

В настоящее время, согласно информации с того сайта, этот запрос находится на контроле у вице-мэра по вопросам городского хозяйства Ю.М. Алпацкого – обещаю по мере поступления ответа проинформировать читателей.

Через неделю мы благополучно съездили за черемшой в сторону Охотского, как и намечалось ранее. Благо, там ещё была молодая и не жёсткая черемша, которую мы нарвали в достаточных для себя количествах.


 

***


 

В конце мая вышел материал моего товарища Владимира Грышука «Бой на реке Муравченко» (ныне р. Владимировка): http://sakhalin.info/files/93295/ Сам автор мне рекомендовал посетить место, о котором рассказывается в материале: за с. Дальнее, не доезжая до поворота на с. Ёлочки, и описал мне, как найти его визуально.

В начале июня выдались погожие деньки, и я решил туда смотаться в рабочий день, где-нибудь во 2-ой половине дня: я работаю преподавателем в образовательном учреждении, и иногда занятия у меня проходят только в 1-ой половине дня.

Узнал информацию об обновленных расписаниях маршрутов №№ 104 и 105: http://www.sakhalin.info/transport/92445/ Оттуда также узнал, что от вокзала (точнее, по-прежнему ДК железнодорожников) в 15:10 будет отходить рейс № 104 до Ёлочек (почти все эти рейсы по этому маршруту следуют до Дальнего). Что ж, пошёл на вокзал, захватив распечатку этого расписания. По-прежнему никаких табличек - но без труда обнаружил автобус. Спрашиваю у водителя:

- Едет до Ёлочек? – и показываю распечатку.

- Нет, до Дальнего! С 1 июня решили этот рейс укоротить.

- А почему же не проинформировали пассажиров?

- Откуда я знаю? Это не ко мне! Выдали график, по нему и езжу.

Посмотрел я на распечатку – следующий автобус до Ёлочек должен был пойти только где-то через 2 часа. Не ждать же его, доберусь пешком, так быстрее будет. Поехал.

Минут через 40 после высадки, наглотавшись дорожной пыли, пришёл в нужное место. Ориентир: к востоку от главной дороги заканчиваются поля, и наблюдается аллея из темнохвойных деревьев. Увы... уже успел раздаться травостой, и я мало что увидел. Вернулся боковыми просёлочными дорогами мимо водозабора и через территорию хозяйства «Сахалинский бекон», там хоть пыли не было, а местами даже асфальт.

Решил повторно туда попасть поздней осенью – Владимир придерживается такого же мнения.


 

***


 

В один из выходных в начале июня выдался погожий денёк. Мы решили прогуляться на Мицульский хребет по старым лесовозным дорожкам в районе Синегорска: см. http://sakhtravels.narod.ru/Khmara/Sinegorsk-Trace.htm главу «На юго-запад». Тот маршрут является круговым, и мы начали его от остановки автобуса № 189 «Разъезд 19 км» (названия остановок сохранились со времён функционирования железной дороги – на самом деле по автодороге от Южно-Сахалинска до того места 31 км), завершив круг в Синегорске.

На выходе в посёлок, одна из нас, некогда жившая в Синегорске и имеющая там многочисленных знакомых, высказалась, что до неё дошли сведения о переносе конечной остановки маршрута в самом посёлке – ранее она располагалась на въезде в посёлок, выше полотна бывшей железной дороги.

Проходим мимо здания поселковой администрации, пересекаем речку по мосту, и оказываемся на улице Коммунистической. Там площадка, несколько магазинов, рядом школа (по сплошной нумерации Южно-Сахалинского городского округа – имеющая номер 18). Спрашиваем у продавцов:

- Говорят, конечная автобуса где-то здесь.

- Да вот же она, на площадке перед школой! Рядом 2 покрашенные лавки.

Но никаких табличек нет! Что ж, спасибо местным жителям – а так бы тащились пешком до прежней конечной, что не рядом. Проезжая прежнюю конечную остановку, мы удостоверились в наличии таблички и павильона на том месте.


 

***


 

Итак, сведения о расписаниях пригородных и некоторых городских маршрутов, обслуживаемых только южно-сахалинскими перевозчиками, а также сведения о фактическом расположении конечных остановок этих маршрутов в ряде случаев, похоже, являются, «страшными тайнами, за разглашение которых «секир-башка»»? И кто же распорядился не пускать такую информацию в пользование горожан? А если подобная информация и просачивается, то вскоре может и устареть.

Может, спецслужбы потребовали это дело засекретить? От кого же – радикальных исламских, либо грузинских, либо бандеровских (нужное подчеркнуть) террористов, что ли? Ещё несколько лет назад об этом же писал покойный А. Клитин: привожу цитату из его материала «Почему они не возвращаются», журнал «Особое мнение», 2008 г., апрель – май:


 

«Раздражают слаборазвитая транспортная инфраструктура и отсутствие расписания на местные автобусы. Пытаясь доехать до Тунайчи, туристы с Украины приехали на привокзальную площадь Южно-Сахалинска. «Маленькая комната с расписанием десятка маршрутов и скучающая дама в кассовой амбразуре. На просьбу: «Нам два билета на ближайший автобус в Охотск - до Тунайчи» ответ шокировал: «Откуда я знаю, что за автобусы — обзванивайте АТП. Или газету купите с расписанием».

В киоске нужной газеты не обнаружилось. Никто из пассажиров и водителей на площади, где в совершенном беспорядке стояло около 30 авто, не знал, когда идет автобус на Охотск. Кассирша автобуса, следующего в Корсаков, уверенно заявила, что именно на ее автобусе мы доедем до трассы. А потом вдруг продала нам билет до Корсакова, заверив, что лучше ехать до конечной — это 40 км, а оттуда ходит автобус до Охотска. Мы послушно едем, ибо допустить не можем, чтобы кассир не знала, что говорит. Но в действительности от Корсакова до Охотска оказались те же 40 км. А обещанный нам автобус отправляется раз в неделю по пятницам в час дня. Мы же приехали в половине второго. К тому же в субботу. На наше удивление и возмущение кондукторша флегматично спросила: «А разве сегодня суббота?»

Таким образом, мы еще около часа возвращались назад в Южно-Сахалинск и вышли на повороте. Через пять минут подъехал тот самый автобус № 174 на Охотск. Он был забит дачниками, но мы как-то втиснулись. Наученные горьким опытом, мы пытались выяснить — когда же выходить на озеро. Удивительно: никто в автобусе (!), включая кондуктора и водителя, не знал, где же находится «жемчужина Сахалина». Отрывок этот взят из уже упоминавшейся статьи Олега Ельцова. Комментарии, как говорится, излишни: перевозкой пассажиров по пригородным маршрутам занимается несколько ПАТП, но расписание пригородных автобусов никто не скажет даже под пыткой.»


 

Похоже - «а воз и ныне там»!

Предлагаю читателям сайта и даже корреспондентам компании АСТВ проверить сведения, изложенные выше. Неужели это когда-нибудь сдвинется с мёртвой точки? Не уверен...


 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Valery Khmara, 16 июня 2014, в 09:47 +1
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Выше Колеса обозрения! Новый аттракцион в парке.
Выше Колеса обозрения! Новый аттракцион в парке.
Те еще культурные выходные…
 Те еще культурные выходные…