Мы и наши дети
Особенностью современных первоклассников, отмечаемой учителями, является слабо развитое внимание и излишняя подвижность. На фоне этого все больше приходящих в школу детей имеют дефекты речи. Ребенок не способен высидеть спокойно даже укороченный урок в 35 минут, постоянно отвлекается, витает в облаках, а то и просто играет своими игрушками. Почему наши дети такие? Почему ещё двадцать лет назад такой проблемы не существовало? Как развить усидчивость у своего ребенка, как воспитать внимательность?
В детстве главным человеком в моей жизни была бабушка. Родители работали, и я целый день оставался с ней. Моя бабушка рассказывала мне сказки. Она знала их много и рассказывала интересно. А я затаив дыхание слушал её сказки. Когда я пришел учиться в первый класс, мне было не сложно высиживать 45 минут урока и внимательно слушать учителя. Мое внимание и усидчивость были натренированы бабушкиными сказками. В классе было около 20 детей и не было ни одного, кто бы вертелся и не слушал учителя. Видимо у всех были бабушки, которые рассказывали им сказки.
Современным детям некому рассказывать сказки. Ускоренный темп жизни не позволяет даже бабушкам надолго оставаться с внуками. Помимо этого телевидение, интернет не просто заменяют живое общение между людьми, они делают его практически ненужным. И действительно компьютерные игры, ютуб, разного рода социальные сети расширяют возможности человека, но ограничивают общение глаза в глаза. А это в свою очередь ограничивает вербальные возможности в общении и не требует строгого следования правилам русского языка при написании текста. Общение в среде молодежи происходит на так называемом «олбанском» языке. А как мы знаем - язык формирует мышление.
А теперь представьте, что гаджетами пользуются дети 5 – 6 лет. Когда речевой аппарат не развит ни физиологически, ни психологически.
Маленькие дети любят поболтать. Тематикой разговоров может быть и что-то детское, и что-то смущающее взрослых своей откровенностью. Часто родителям не хочется или не нравится поддерживать разговор с малышом. Дескать, что он там умного скажет или рано ему говорить о таких вещах, или отвяжись не мешай маме (или папе). Тем более под рукой смартфон или планшет – вот пускай с ним и разговаривает.
Действительно, интернет и гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и от этого никуда не денешься. Но увлечение гаджетами в ущерб общению с человеком у ребенка не вырабатывает привычку слушать: учителя, родителей, других людей. Мне не раз приходилось наблюдать картину, когда ребенок задает вопрос, а выслушать ответ у него уже не хватает терпения. Или на уроке первоклассник вдруг прерывает учителя вопросом, который не имеет никакого отношения к теме занятия. Мама читает четырехлетнему ребенку сказку. По ходу чтения ребенок задает вопросы, не относящиеся к содержанию произведения. Это значит, что во время слушания он постоянно отвлекается на какие-то другие темы. А значит, он невнимательно слушает то, что читает мать. И это не потому, что сказка неинтересная, а потому что может от рождения, может от недостатка воспитанности, а может от излишнего увлечения гаджетом у него не развилось умение слушать живую человеческую речь.
Другой стороной ограничения общения родителей с ребенком и увлечением его смартфоном или компьютером являются отношения, которые развиваются между ними.
Переставая общаться, родители и ребенок теряют между собой вербальную связь: ребенок понимает, что родителей раздражает его болтовня, и он постепенно перестает разговаривать с ними по собственной инициативе. То есть на вопросы родителей он отвечает, а вот самостоятельно завести разговор не старается, поговорить с мамой о чем-нибудь не решается – привычка убита родителями. Когда такие дети становятся взрослыми им тоже не о чем говорить со своими постаревшими предками – не сформирован круг интересов между ребенком и родителями, не выработана привычка разговаривать друг с другом. И теперь взрослые дети, когда мать или отец пытаются поговорить с ними, отмахиваются от них - чего умного могут сказать эти старики, или – расскажу им что-то – не так поймут. В результате родители сетуют на бездушность детей, а дети на занудство родителей.
Маленькие дети должны научиться многим социальным навыкам, используемым в жизни людей, в том числе и живому разговору между людьми. А для этого родители не только должны слушать болтовню детей (для ребенка это важный разговор), но и поддерживать тематику разговора на доступном малышу языке. Этим они вырабатывают привычку и у себя и у ребенка разговаривать друг с другом, привычку делиться чем-то интересным, а может и своими секретами. Это разовьет вербальные возможности ребенка, будет способствовать пониманию родителями и ребенком друг друга, развитию тесной связи между ними, а иногда из этих разговоров родители будут своевременно узнавать, что происходит с их чадом, и будут знать как помочь ему, если он попал в сложную жизненную ситуацию.
+7-962-125-15-15
В общем, я хотела сказать, что сейчас не самое плохое время для развития детско-родительских отношений и точно не хуже предыдущих времен. А то, что дети другие - закономерно. Время другое - дети другие, потому что условия другие. Тогда были одни проблемы, сейчас - другие. Но они и тогда были, и немало.