"Близкий взгляд" на современный город

"Близкий взгляд" на современный город

    Известно, что окружающее пространство во многом формирует мышление. Это значит, что личность и пространство не просто взаимосвязаны, а переплетены самым тесным образом. Город, являясь пространством больших возможностей, существующих в рамках жёстких порядков, неизбежно привлекает внимание исследователей. Тем самым рассеивается один из мифов футурологии об отмирании городов:

Зачем сохранять эти нескладные, перенаселённые, отвратительные создания из нашего прошлого, когда мы располагаем технической возможностью работать, жить, общаться друг с другом<...> на вершинах наших гор, в нашем тропическом рае или в нашем маленьком домике в прерии? 

   Однако, вопреки сетевым коммуникациям, создающим возможность 24-часовой экономики и работы вне офиса, мы наблюдаем высокую скорость роста городов. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос можно поискать в книге, о которой пойдёт речь.

   Я имею в виду  коллекцию статей, объединенных под обложкой сборника "Микроурбанизм. Город в деталях" (М.: Новое литературное обозрение, 2014), авторами которых являются научные сотрудники, доценты, аспиранты в сфере антропологии, социологии, психологии из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону.

   Попытка авторов сборника разобраться  во взаимосвязи  городских  контекстов - это попытка  переосмысления семантики городского пространства  через  его детализацию. Мы привыкли  говорить о  городском пространстве, в первую очередь имея в виду  территориальное оформление. Однако в настоящее время под пространством принято понимать всё то, что люди способны ощущать всеми органами чувств.

   Город буквально пронизан множеством пересекающихся  пространств: помимо визуально определяемых, есть также аудиальное, публичное, информационное пространство, наконец, сами жители города также являются интегрированными элементами этих пространств: туристы, пассажиры общественного транспорта, граффити-райтеры, сотрудники ДПС и т.д. Таким образом формируется целостное пространство повседневности как организованная особенным образом реальность. 

  

   Пространственное членение города соответствует потребностям его жителей: аудиальное пространство связано с потребностью в звуковых границах; публичное пространство родилось благодаря потребности в социальных контактах; информационное пространство позволяет удовлетворить потребность в получении и обработке информации. Также город немыслим без транспортных артерий (мест пространственных перемещений): дорог, улиц, площадей, мостов и т.д. Обо всём этом размышляют авторы этого сборника. Они тщательно изучают многообразие форм видимых и невидимых пространств, находя интереснейшие взаимосвязи. Например, говоря о сложном переплетении города и интернет-сети, автор одной из статей находит моллы примером реализации сетевых метафор в визуальном пространстве города:

Молл - "узел Сети" - и есть физическое воплощение интернет-браузера, с присущим последнему порнографической моделью визуального потребления, разрушением нарративной формы и логотипизацией как основным принципом коммуникации <...> Чёткие границы молла - когда он вынесен в отдельное внегородское пространство - создают пространственный аналог ситуации полного погружения, эскапистского ухода в мир анимированных картинок и открывающихся в бесконечность окон <...> С другой стороны, слияние молла и города - когда, например, входом в магазин служит один из выходов в метро - подобно стиранию границ между онлайн- и офлайн-мирами. 

   Неизменным атрибутом части современных горожан является плеер, который в значительной степени повлиял на изменение звукового ландшафта города. Авторы задаются вопросами: как при помощи плеера горожанин может управлять городскими впечатлениями? Как связаны маршруты передвижения по городу и прослушивание плеера? Чем отличается ходьба по городу к цели от концептуальной ходьбы?

Плеер <...> - это чувственный протез, без которого многие не мыслят своего существования. Предоставляя возможность горожанам управлять своим восприятием, он помещает людей в уютный кокон, открывающийся и закрывающийся по желанию их обладателей.

   Отдельное внимание заслуживает попытка разобраться в организации визуального пространства при помощи таких чисто урбанистических явлений как граффити и стрит-арт. 

Граффити Оза

   Эти  направления  уличного  искусства  представляются здесь  не  только как элементы художественного оформления города, но и как тест на способность к чтению  города, к уровню терпимости по отношению к другим.

   Одним словом, изучение  городского пространства  в его взаимосвязи с настроением и действиями горожан  - чрезвычайно увлекательное занятие. Хочется надеяться, что этот сборник не только окажется полезным для своих читателей в плане расширения диапазона взгляда на городское пространство, но и подтолкнёт их к самостоятельному исследованию мозаики городских  пространств.

Всего доброго! Ваша Альбина Бенгальская :-)

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: AlbinaBengalskaya, 26 июля 2016, в 13:47 +4
Комментарии
Написано 26 июля 2016, в 14:27
отличная книга
+2
Написано 26 июля 2016, в 15:17 Отредактировано 26 июля 2016, в 15:18
Матрица, ёшкин кот!

Ответ на цитату:

"Зачем сохранять эти нескладные, перенаселённые, отвратительные создания из нашего прошлого, когда мы располагаем технической возможностью работать, жить, общаться друг с другом<...> на вершинах наших гор, в нашем тропическом рае или в нашем маленьком домике в прерии?"

прост как два пальца об асфальт.
Потому что городу нужны людские ресурсы, он пожирает их как монстр, а двуногие довольствуются тем, что у них есть работа за которую платят, в отличии от мест на вершине горы, в тропическом раю или в уютном домике в прерии.
Кстати, откуда бабки на тропический рай и домик в прерии
+4
Написано 26 июля 2016, в 15:53
sasch, восхищаемся одним, а призываем к другому...
+4
Написано 26 июля 2016, в 15:55
sasch,
Небоскребы, небоскребы,
А я маленький такой...
То мне страшно, то мне грустно,
То теряю свой покой.

А вокруг - чужие люди,
А кругом - чужой народ,
От тоски глушу я водку,
Только водка не берет.
+5
Написано 26 июля 2016, в 16:04
Григорий Смекалов, Как это по человечески
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Символы индейцев Северной Америки
Символы индейцев Северной Америки
5 книг о любви для новеньких
5 книг о любви для новеньких