Нюрбинская «Шинель» Гоголя – настоящее чувство классики. Конкурс
С классикой сейчас можно делать всё, что угодно: переосмысливать, осовременивать, дополнять - и это хорошо, но только если аккуратно и с уважением относиться к автору и его труду. Хороший пример такого бережного уважительного отношения – спектакль «Шинель» Нюрбинского государственного передвижного драматического театра Республики Саха (Якутия), на который я с большим удовольствием сходила 15 июня вместе с 15-летним сыном, высказавшим совершенно добровольное желание увидеть этот спектакль.
Происходящее на сцене захватывает всё внимание сразу и не отпускает до конца. При просмотре нужно задействовать все органы чувств и подключить подсознание, чтобы полностью погрузиться в действие спектакля, узнать о главном герое то, о чем Гоголь умолчал в своей повести, но режиссер сумел уловить, разгадать, понять скрытое и воплотить на сцене. Это присутствие женщин в жизни Башмачникова, начиная с матери, которая не только дает жизнь, но и определяет, какой она будет (её голос слышен на протяжении всего спектакля), и мимолетный образ девочки, ловящей бабочек, и даже Душа шинели, той шинели, которая случилась переломным моментом в жизни Акакия Акакиевича, но о которую эта жизнь и споткнулась.
В повести Гоголя мало действия и много слов, описывающих душевные, физические и материальные состояния людей. В пьесе всё наоборот: очень мало слов и постоянное движение актёров, их лиц, более чем скромных декораций и реквизита и даже воздуха. И всё это движение под неумолкающую музыку, то хаотичную, как слова и мысли героя, то пафосную, как вся жизнь напоказ. И только в сценах, где герои не скрывают и не маскируют своих чувств, прорываются настоящие их голоса, похожие на рык животных или крики птиц, что совершенно естественно, если вспомнить, что человек сначала – продукт природы, а уж потом – жертва собственных желаний. Создатели спектакля очень точно проникли в сознание героя, благодаря чему Башмачников получился живым, настоящим, эмоциональным, понятным.
Я не могу уверенно назвать эту постановку ни классикой, ни новаторством. Это внимательное, уважительное, бережное отношение к произведению, понимание мыслей автора на мистическом, несознательном уровне. Мастерство воплощения такого восприятия на сцене – пусть это будет классикой высокой пробы, основанной на развитии всех чувств, ведь театр существует и для того, чтобы люди не становились равнодушными.
Спасибо организаторам конкурса за возможность использовать фотографии из своей галереи.
P.S.Замечательное впечатление оставило общение с актерами и создателями спектакля. Давно уже не встречала таких открытых, искренних людей.
+7-962-125-15-15