Прошлый век аэропорта Южно-Сахалинска. Таким его помнят единицы

Прошлый век аэропорта Южно-Сахалинска. Таким его помнят единицы

Сегодня, 20 сентября, аэропорту исполняется 70 лет. Хороший повод вспомнить, как все начиналось. 

История аэропорта «Южно-Сахалинск» началась в 1945 году. После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов гражданская авиация Сахалинской области получила новое развитие.

С октября 1945 года на военный аэродром «Осава», расположенный западнее поселка Большая Елань, из Хабаровска в Южно-Сахалинск открылись регулярные полеты. В двухэтажном деревянном здании японской постройки разместилась первая авиационная администрация Сахалинской области. Дальневосточное управление ГВФ направило старшего лейтенанта Полозова (назначен начальником аэропорта) и капитана Бичуна — командира 198-го летного отряда, состоящего из 5 экипажей, группы технического состава инженерно-авиационнойслужбы, двух самолетов ЛИ-2, и одного «Дугласа» СИ-47, для организации на базе военного аэродрома авиатранспортного предприятия.

Первым начальником аэропорта стал Полозов К.И. Спустя время, в мае 1946 года в Южно-Сахалинский аэропорт был направлен пилот Лосенков с самолетом ПО-2. В течение года он осуществлял патрулирование лесов Сахалина для борьбы с пожарами и использовался в других, в основном хозяйственных целях. Для организации авиаперевозок была открыта билетная касса, созданы линейно-эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба ГСМ. Это явилось началом развития инфраструктуры аэропорта Южно-Сахалинска.

Сегодня старейший работник аэропорта - Сталий Коняшов, инженер по орнитологическому обеспечению безопасности. Когда происходили первые события в истории аэропорта, он был еще мальчишкой:

Сталий Коняшов, инженер по орнитологическому обеспечению безопасности

«Мальчишкой я видел аэропорт в Большой Елани. Это был миниатюрный аэродромчик, там 450 метров была всего бетонная полоса, 48 метров ширина, с этого аэродрома летали десантные самолеты. Затем, чтобы принять самолет ИЛ-12, удлинили полосу на 250 метров, в ту пору аэропорт исчерпал свои возможности».

В сентябре 1947  произошло объединение аэропорта «Южно-Сахалинск» и 198-го летного отряда. В состав Южно-Сахалинского объединенного авиаотряда ДВТУ ГВФ были включены все действующие аэропорты и посадочные площадки Сахалинской области. К этому времени руководство аэропорта поменялось, на смену Полозову пришел Лавров Иван Семенович, который руководил предприятием с 1947  до июля 1950 года. На базе аэропорта создан 38-й авиатранспортный отряд. Командиром отряда назначен Приходовский Михаил Иосифович, бывший командир звена самолетов Ли-2, Ил-12.

В 1950 году 38-й авиатранспортный отряд был реорганизован и на его основе создано 24-е авиатранспортное звено. Именно летчики 24-го звена проложили первую воздушную трассу на Курильские острова. В 1955 году происходит объединение летного парка Александровск-Сахалинского и Южно-Сахалинска, так произошло формирование 147-го объединенного авиаотряда с базой в Южно-Сахалинске. Командиром авиаотряда стал Алексашин Михаил Иванович. Перед отрядом поставили задачу: обеспечение растущих нужд населения, то есть увеличение пассажирских перевозок и оказание помощи народному хозяйству области. Во второй половине 50 гг. авиаотряд значительно укрепляет свою материальную базу, в его распоряжение поступают самолеты ИЛ-14, которые теперь совершают регулярные рейсы в Хабаровск, Оху, Кировское и т.д. и вертолеты МИ-1 и МИ-4.

Руководил предприятием с 1956 по 1961 год Стрелин Владимир Яковлевич. Помимо пассажирских перевозок, авиаотряд оказывал большую помощь рыбакам в поисках рыбных косяков, патрулировании лесов, выполнении срочных санитарных заданий, переброске геологических партий, доставке грузов и оборудования.

В августе 1963 года 147-й авиаотряд реорганизуется в Южно-Сахалинский ОАО. Предприятие возглавил Лешуков Юрий Александрович.

Важной вехой в развитии авиации на дальнем Востоке стал 1964 год. Был введен в строй новый Хомутовский аэродром, который стал основной базой Южно-Сахалинского ОАО.

 Вид здания аэропорта. 1967

В это время Сталий Энгельсович уже работал в аэропорту. Стаж его  работы  -  52 года.

Сталий Коняшов

Сталий Коняшов, инженер по орнитологическому обеспечению безопасности

Я с 1947 года живу на Сахалине, учился в мореходном училище, затем ходил в моря, в 1959 году я улетел поступать в киевский институт инженеров, а после его окончания приехал по направлению на Сахалин и никогда об этом не пожалел. Я стал свидетелем появление того аэропорта, который есть сегодня. Помню, как все с нетерпением ждали, когда завершится строительство аэропорта в Хомутово. Его открыли в 1964 году. Первыми на новую взлетно-посадочную полосу вышел АН-10. Пассажиры  поднимались на борт прямо с чемоданами. Трап тогда нужен не был.

Новый аэропорт в Хомутово  получил возможность принимать более современные самолеты АН-10 и ИЛ-18, что значительно сократило время полета на материк. С 1971 по 1985 год руководство объединенным авиаотрядом осуществлял Гольцев Вячеслав Михайлович. Авиапарк предприятия на этом этапе включал в себя самолеты АН-2 и АН-24, ИЛ-14, вертолеты МИ-1, МИ-2, МИ-4 и МИ-8.


Аэропорт, 1975 год

В 1985 году была реконструирована взлетная полоса для приема самолетов ТУ-154, совершенствовались технологические процессы, качество обслуживания. Построены новые взлетные полосы в городах Оха, Южно-Курильск, реконструирована полоса в аэропорту Зональное. Пассажирские перевозки были особой гордостью авиаторов. Помимо внутренних рейсов аэропорт «Южно-Сахалинск» осуществлял перевозки во многие города страны: Москва, Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. 


Аэропорт, 1986 год

Особым для аэропорта «Южно-Сахалинск» стал 1990 год. Министерство гражданской Авиации СССР приняло решение об открытии аэропорта для международных полетов. Предприятие очень быстро освоило это новое для себя направление. В 1993 году аэропорт «Южно-Сахалинск» выделился из состава объединенного авиационного отряда. С 2001 года руководителем аэропорта стал Лобкин Андрей Игоревич, приглашенный в 2003 году на должность генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево».

С 2007 по 2009 год авиапредприятием руководил Гоев Сергей Валентинович. С 2009 по ноябрь 2012 года директором  являлся Самойлов Антон Павлович. За годы его работы удалось реализовать планы по развитию аэропортовой инфраструктуры, а именно: введение новой РД-4, постройка новой АСС, мачт освещения, очистных сооружений, покупка новой техники, обустройство привокзальной площади. 

С ноября 2012 года новый исполняющим обязанности руководителя основного аэропорта островной области стал Никита Сергеевич Полонский. Он прошёл свой трудовой путь от авиатехника аэропорта «Оха» до заместителя директора по наземному обеспечению полётов ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск», где на протяжении двенадцати лет руководил производственным комплексом, а в последние годы организовывал работу по строительству, штурманскому обеспечению и обеспечению безопасности полётов.

Все эти изменения происходили на глазах Сталия Коняшова. О своем коллективе он отзывается очень тепло:

Должен отметить, что персонал Южно-Сахалинского аэропорта за эти 52 года, что у меня в памяти,  не допустил ни единого авиационного ЧП на аэродроме. Я горжусь тем, что вместе с ними работаю по сегодняшний день и что они такие молодцы. 

Работа у Сталия Энгельсовича начинается в семь утра. Он осматривает состояние аэродрома, также наблюдает за птицами в районе улицы Пуркаева.

Сталий Коняшов, инженер по обеспечению орнитологической безопасности

Там необыкновенное количество ворон летит на полигон твердых бытовых отходов и создает сложную орнитологическую обстановку круглогодично. Над этой улицей пролетают самолеты, когда заходят на посадку, и риск очень большой - птицы летают высоко. Нам необходимо переносить полигон в другое место.  А вообще, работа у меня очень интересная, а самое главное, что от нас зависит безопасность полетов. Это всегда заставляло меня работать очень внимательно, чтобы не допускать никаких нарушений.

 

Сегодня сахалинцы  с нетерпением ждут реконструкции аэровокзала. Время требует более современного оснащения. Что ж, возможно скоро мы откроем новую главу книги по истории аэропорта «Южно-Сахалинск». 

В материале использована информация с сайта аэропорта и фотографии с сайта "Старый Сахалин"

Автор: Ольга Буданова, 20 сентября 2015, в 09:10 +13
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Комментарии
Написано 20 сентября 2015, в 10:06
С праздником!!!
+3
Написано 20 сентября 2015, в 16:38
Когда приземляюсь в Южном сразу говорю: "Вот уже и дома"
С праздником, уважаемые аэропортовцы!
+3
Написано 20 сентября 2015, в 18:06
Завтра лучше не лететь?
0
Написано 20 сентября 2015, в 21:59
Какая раньше перед аэровокзалом красивая территория была, деревья, лужайки, а сейчас ведра с цепями, бетонные гробы, и ни одной пешеходной тропинки! Да многие скажут для безопасности, но только почему-то у этой безопасности есть стоимость при чем космическая!
+1
Написано 21 сентября 2015, в 14:17
А я считаю, что аэропорт практически не поменялся, просто изменилась пространство перед зданием, а в остальном все печально. Давно надо было реконструировать здание аэропорта.
+3
Написано 21 сентября 2015, в 15:10
Да уж.. зданию аэропорта получается 51 год уже, всем сотрудникам и обслуживающему персоналу в особенности и правда нужно сказать спасибо, что ни одного серьезного ЧП, несмотря на ветхость древнего здания... Новый аэропорт просто необходим, это факт. А сотрудников с праздником!!
+1
Написано 14 октября 2015, в 12:42
С праздником!!! Я помню как на посадку шлепали с чемоданами до самолетов! Было интересно.
0
Написано 23 декабря 2015, в 10:06
С праздником! Спасибо за ваш труд. Но теперешний аэропорт выглядит куда более печально, да и еще деньги дерут за проезд. Приходится машину ставить на стоянке и телепать до аэропорта встречать и обратно с багажом. Это не есть хорошо и куда идут эти деньги, в какой карман?
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Николай Носков подарил сахалинцам "Паранойю", а своему барабанщику - визит на Родину
Николай Носков подарил сахалинцам "Паранойю", а своему барабанщику - визит на Родину
Выходные в Южно-Сахалинске: 19 и 20 сентября
Выходные в Южно-Сахалинске: 19 и 20 сентября