Зачем в Москве разделали фортепиано и препарировали музыкантов
Когда мы говорим о фортепиано, мы сразу представляем огромный зал консерватории, в котором сидят опрятно одетые зрители, а на сцене пианист – весь такой во фраке и с бабочкой на шее. Шопен, Бетховен, Чайковский и все все... Мы слушаем их творения так внимательно, стараясь уловить каждую нотку, написанную великим классиком, погружаемся в такт с головой, внимая звуки пианиста и наслаждаемся нежными звуками великой музыки.
А теперь представьте этот музыкальный инструмент где-нибудь в парке, да еще и разделите его, например, на две части. Представили? Не можете представить? Вот и я бы подумал – варварство. Но ребята из фонда SDV Art&Science Foundation совместно с Laboratoria Art&Science Space и фондом поддержки музыкального искусства имени Игоря Бутмана без всяких проблем и доли ханжества взглянули на музыку с другой стороны, построив новое пространство между музыкальным искусством и новыми технологиями.
Фестиваль трансцендентных фортепиано состоялся в Москве, в парке Музеон. Организаторы смело соединили музыку и технологию, звук и физику – тем самым вышли за пределы назначенного пространства, привычных функций, дисциплинарных границ и даже за пределы самих себя.
Как только не издевались художники во все времена существования фортепиано с этим классическим инструментом (сжигали, прибивали клавиши гвоздями...), художник, пианист и композитор Петр Айду решил показать нам его внутренности, "анатомировав" инструмент на две части, продемонстрировав тем самым душу и двойственную природу пианино.
Двойное фортепиано – это звуковая интерактивная инсталляция, знакомящая нас с внутренней жизнью тела инструмента. С одной стороны –струны, которые при помощи электромагнитов оживают, издавая звуки, похожие на человеческий стон. "Это душа инструмента, – подумал я". С другой стороны виднеются клавиши, нажимая которые мы слышим отнюдь не фортепианные звуки: стук энциклопедии, бутылки, резиновой игрушки, барабанной тарелки и тд. Но если играют два человека (и на струнах и на клавишах) – в этих звуках можно услышать что-то привычное нам, знакомое, как будто фортепиано хочет рассказать нам свою историю жизни. А судя по данной инсталляции, она у нее была богатая.
Следующая площадка фестиваля – "Корни". Тут видна рука художника с женскими корнями и ее большая любовью к инструменту. Художник и перформансист Ольга Кройтор вплела фортепиано в древо. Инструмент, подпитывающийся как и любое растение водой (будто оно растет на острове), словно вырос на наших глазах, как вырастают деревья. Ветки-вьюны врастают в клавиши, пронизывая тело инструмента, заставляя жить и петь его без чьей либо помощи веселые мелодии – фортепиано играет само, клавиши нажимаются как в старых фильмах ужасов, то по одной, то по целыми аккордами. "Фортепианное дерево, – подумал я".
Любой желающий мог прикоснутся к инструменту, поиграть на нем, даже если он этого никогда не делал и не умеет делать. Инструмент очень даже дружелюбный и не откажет вам в компании сыграть какую-нибудь мелодию из советской комедии.
Голос города – следующая инсталляция в рамках Фестиваля трансцендентных фортепиано. Здесь вы услышите звуки городской суеты: плачь ребенка, автомобильный гудок, поезд, колокола, прохожие, сирена... Каждая клавиша – определенный звук мегаполиса. По словам организаторов, на инструменте можно создавать сложные композиции, погружающие в звуковое пространство большого города. А. Шульгин, А. Чернышев, О. Макаров создали симфонию повседневности, где каждый желающий имеет возможность сам выбирать – какой шум он хочет слышать. А Крымский мост, на фоне которого и расположилась данная экспозиция, добавляет только фундаментального аккомпанемента этой музыке, этим звукам, этому городу...
Другие ребята (нейрофизиолог Александр Каплан и медиахудожник Ян Калнберзин) не стали ни анатомировать фортепиано, не сажать его в лужу с водой – они задались вопросом: что происходит с активностью мозга музыканта во время исполнения? Данный эксперимент довел автора этих строк до культурного шока. «Фортепиано с препарированным музыкантом» – так называется этот перформанс. Представьте ситуацию: на голове пианиста или саксофониста (Игоря Бутмана в данном случае) закрепляют датчики электроэнцефалографа, музыканты играют музыку (джаз в данном случае), и специальный прибор фиксирует активность мозга исполнителей и с помощью разработанной художниками программы визуализации транслирует ее на большой экран. Вау! "Музыка мозга, – подумал я".
Хорошие впечатления оставил после себя фестиваль. Гибридизация музыки и науки – от такого эксперимента в недоумении были даже жители столицы, не то что я, приезжий. Здорово, что такие, казалось бы абсолютно разные направления – музыка и наука – могут жить и развиваться вместе.
P.S. Повторяю, использовать фотографии можно только с моего личного согласия.