Одно из семи чудес Сахалина
Всем здравствуйте.
Сегодня у нас история про Чертов мост - от руководителя Сахалинской детской железной дороги Павла Юдаева.
А к ней - отрывок из рассказа Антона Кузнецова «Шаг вперед», посвященный как раз этому уникальному железнодорожному и историческому объекту Сахалина.
ШАГ ВПЕРЕД (отрывок из рассказа)
В последнее время я подсел на экскурсии. Туристическая фирма предлагала посетить значимые места нашего края за приличную цену. Я настолько не любил город, что просто прогулка по нему выжимала меня как лимон. Маршруты дом – школа, дом – институт, дом – работа являлись основными. Но, как оказалось, вокруг полно достопримечательностей, о которых я и понятия не имел. В восьми километрах к юго-востоку располагается останец Лягушка – небольшая горка с почти отвесным склоном, с камнем на вершине, отдалённо напоминающим это земноводное. Она якобы находится в центре аномальной зоны и исполняет желания. Недалеко от неё водопад Айхор, по слухам, с целебной водой. На востоке острова Янтарное побережье, где можно набрать целую коллекцию морского янтаря. На западе Грязевой вулкан. Ближе к Холмску, на севере, Чёртов мост – железнодорожный переезд, вместе с системой тоннелей, оставшейся в наследство от японского владычества. Большинство интересных мест я уже посмотрел. И вот теперь – мост.
Пока ехали в автобусе, проводник Владимир, колоритный мужик лет пятидесяти пяти, исходивший старую «железку» вдоль и поперёк, рассказывал о её истории. Причем непонятно, где правда, где байка. С тем же успехом можно было в Интернете порыскать. С его слов на каждую шпалу приходится, считай, по покойнику. Можно вешать табличку «Братская могила».
Строили дорогу семь лет – с 1921-го по 1928 год – пригнанные корейцы, с которыми японцы не церемонились. Строительные фирмы сначала агитировали молодых людей добровольно ехать на остров, где их якобы ждали огромные заработки. Некоторые поверили, но обратно никто не вернулся. Когда корейцы осознали обман, было поздно – японцы начали переброску рабочей силы уже в режиме депортации. Имелись разнарядки на деревню: по одному мужчине из семьи. Им запрещали говорить на родном языке и требовали изменить корейские имена на японские. Говорят, что тела погибших корейцев сжигали, и замуровывали пепел в опоры моста.
– Местность, где прокладывали дорогу, горная, с расщелинами и реками, и грунт сложный. Японцы построили больше десятка тоннелей и около тридцати мостов. Самым сложным оказался отрезок ветки в районе станции Экинохара, позже станции Николайчук. Даже по современным оценкам этот самый Чёртов мост является уникальным инженерным сооружением. Потому что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Когда поезд проезжал через два тоннеля, делал крутой поворот и выезжал почти на вершину сопки, а далее – по Чёртовому мосту.
– Я в детстве ездил по этой дороге, – ударился в воспоминания один из участников экскурсии, крупный бородатый дядька. – Так вот, когда наш вагон выезжал на мост, мы видели, как поезд ещё входил в тоннель, а конец его был далеко за сопками.
– Да ладно! – удивилась женщина. – Неужто на Сахалине были такие длинные поезда?
– Скорее это был другой поезд, – заметил проводник. – После того, как советские войска прогнали японцев, дорога действовала до 1994-го года. А потом случилась сильнейшая метель, небольшой поезд оказался замурованным в тоннеле. Японцы делали тоннели узкими, под их колею. Вот тогда с десяток человек задохнулись. Да и сама дорога пришла в негодность. Власти решили её закрыть и уничтожить. Только по просьбе ветеранов войны и иностранных туристов, в основном японцев, ветку сохранили и стали пускать по ней поезд «Ретро». Поезд и сейчас иногда пускают – в основном до станции Николайчук, для дачников.
– А почему название у станции такое? –В честь младшего сержанта Бориса Николайчука, командира артиллерийского расчета. Он погиб от осколочного ранения на том месте в сорок пятом, когда освобождали Южный Сахалин. Есть станция Чапланово, тоже в честь погибшего сержанта. После высадки десанта в Маоке 113-я отдельная стрелковая бригада преследовала отступавших японцев и сражалась с ними в районе Чёртового моста.
Автобус ехал до Холмска полтора часа. Город оправдывал свое название – дома то взбирались по склонам, то прятались в низинах. Жить, наверное, здесь сложно. Во-первых, домам, стоявшим между холмами, явно не хватало света. Во-вторых, далеко от областного центра, и наверняка с работой проблемы – дома старые, обшарпанные, ни одного толкового предприятия. Разве что только порт. Наконец добрались до водохранилища, откуда начинался наш путь по «железке» до моста. Вид, конечно, впечатляющий. Озеро, правда, слегка обмелело – дождей почти не было. Оно покоилось на дне исполинской чаши из зелёных холмов, как на картинках фэнтези, только замка на вершине не хватало. Многие сразу повытаскивали фотики и принялись щёлкать. Я к ним присоединился, только пользовался телефоном. Руководитель группы – Анна, миловидная белокурая женщина, – собрала нас, посчитала, и мы отправились в путь. Проводник и Анна нашли много общих тем для разговоров, и на нас внимания почти не обращали.
Тяжёлые тучи обещали дождь, и он действительно пошёл, когда мы добрались до станции Николайчук. Посидели недолго под навесом, перекусили, запечатлели обелиск, посвящённый героям, и двинулись дальше. Рельсы ржавые, шпалы прогнившие, и значительная их часть отсутствует, а ведь тут ещё поезд ходит. Как дачники не боятся ездить? Петлявшая «железка» за очередным склоном наконец упёрлась в мост, вернее, в тоннель под ним.
– Так, – сказала Анна, – сейчас дождёмся отставших и пойдём внутрь. Фонари у всех есть?
– Если что, телефонами подсветим.
– Предупреждаю, – сообщил проводник, когда все собрались, – держитесь ближе к стенам – посередине тоннеля полно ям и желобов. Ещё ногу подвернёте. В стенах есть ниши для железнодорожных служащих – они там прятались во время прохождения поезда.
– На прошлой экскурсии, – поведала Анна, – дети забегали вперёд, прятались в них, потом пугали остальных. Так что, взрослые, держите детей рядом, чтобы каких неприятностей не случилось.
– А почему мост так называется? – поинтересовался я.
– Видимо, по традиции, – предположил проводник. – Сколько таких Чёртовых мостов по стране. Может, из-за устройства и положения – всё-таки находится на приличной высоте, и боязно на нём. А может, из-за поверий – в народе считается, что под мостами обитают черти, это же как переход между миром живых и миром мёртвых.
– А больше на мосту ничего страшного не случалось? – спросил кто-то. – Нет. Да и с чего? Это просто название, ничего больше.
Забавно, если учесть историю сооружения. Каждый камешек кровью пропитан. Может, ничего не случалось, потому что место закрыли после трагедии в 1994-м? Ну а то, что сюда туристы наведываются, не считается. Возможно, они не интересны аномалии, если она существует. Либо случаи бывали, просто из-за отдалённости о них никто не знает. Та же Лягушка ближе к областному центру, потому о ней известно многим. Вот с чего такие мысли? Я же просто хотел поглазеть на мост. Никогда особо в мистику не верил. Скорее, я исследователь, а не адепт. Но возможно, я просто себе вру?
Антон Кузнецов
Продолжение - здесь
+7-962-125-15-15
А я верю в мифические штуки....