Край света. Восток: драма "Ирина"
Разве можно спокойно сидеть,
если с твоим ребенком не все в порядке?
("Ирина")
В четвертый день фестиваля "Край света. Восток" была показана работа болгарского режиссера Надежды Косевой "Ирина".
Это история молодой женщины, работающей на полставки официанткой в кафе в маленьком шахтерском городке в Болгарии. Жизнь ее трудна: денег не хватает, муж выпивает, а ведь у них есть совсем маленький сын. Ирине бы сидеть дома да наслаждаться моментами взросления ребенка. Но сослагательное наклонение в ее случае не работает: в семье кормилица - она.
Но, ведь и вправду говорят, что беда не приходит одна... Ирина в "минуту жизни трудную" решается стать суррогатной матерью.
На протяжении всего фильма складывается паззл неприятной социальной картинки, где каждая деталь - это голод или разруха, измена или попытка убийства, предательство и сквернословие, отсутствие уважения и избиение.
За девять месяцев беременности Ирина переосмысливает свою жизнь. Она приходит к пониманию других и прощению.
Это фильм о морали, которая то и дело хочет исчезнуть из сознания героини, но каждый раз взлетает выше с новой силой. Порой Ирина напоминала того осла, на котором все едут. Вроде бы молодая, сильная, красивая, работящая. Ей бы схватить сына и бежать от сестры-предательницы, сидящей у нее на шее, да и от мужа, который давно воспринимает ее лишь как рабочую силу. Но нет, она же жена, мать общего ребенка, и она готова нести свой крест, каким бы тяжелым он не был.
И вот тут на фоне этой абсолютно высокой морали женщины возникает тема суррогатного материнства: она готова выносить ребенка для чужих людей ради счастья и здоровья своего малыша. Функция материнства ставится на коммерческую основу. А это уже одна из основных проблем биоэтики, а значит и морали: ребенок становится фактически предметом сделки. Надежда Косева заставляет зрителя подумать, на чей же он стороне: сторонников или противников суррогатного материнства. Складывается впечатление, что режиссер за такую своеобразную сделку: ведь таким образом могут стать счастливыми сразу две семьи: та, что идет на вынашивание, как правило из-за огромных денежных трудностей, и та, что получает ребенка, о котором только могла мечтать. Если бы было по-другому, не стала бы автор показывать бесплодную мать такой уставшей, измученной и чуть ли не сходящей с ума от своих мыслей.
Чужой, еще не родившийся малыш, научил Ирину прощать и любить, научил стремится жить в мире и согласии, научил прислушиваться к людям и понимать, что у них тоже есть проблемы.
Картинка фильма довольно проста. Здесь нет спецэффектов, давления музыкой, нет намеренно долгих пауз. Цвета, что зритель видит с экрана, как будто подтерты ластиком: они бледны и сероваты. Но ведь такова и жизнь самой семьи героини. Кажется, что весь фильм снят на ручную камеру. Создается впечатление, что зритель не сидит в зале, а видит все моменты, проходя мимо или намеренно подглядывая за Ириной. Многие действия, мимика на столько понятны, что просто перестаешь читать титры.
"Ирина" - очень жизненный фильм, который еще раз убеждает в том, что для истинного счастья не так много и надо - научиться любить и разрешить быть любимой.
+7-962-125-15-15