Волость Тоёкита: образование
Установить точную дату превращения русского села Пустаки в японское Мотокаваками пока не удалось. Однако, следуя логике действий японской администрации, которая стремилась немедленно занять все населенные пункты, полученные в результате Портсмутского мирного договора, их заселяли быстрыми темпами. Отсюда можно сделать вывод, что вполне вероятно уже в 1906 году, самое позднее 1907, русские поселения юга Сахалина уже не только носили японские наименования, но и осваивались японскими переселенцами, что подтверждается скорость возникновения сети школьных учреждений.
Японцы приезжали семьями, вместе с детьми, поэтому уже в августе 1906 года в Тоёхаре была создана первая национальная школа. В 1908 году выходит императорский указ № 45 «О школах на о. Карафуто» и приказ Министерства внутренних дел № 6 «О исполнении указа о школах о. Карафуто» на основании которых разработаны правила ведения дел в начальных школах, а также «дополнительные правила для частных школ, по которому выплачивали дополнительные пособия учителям и обязали старост поселений управлять делами своей школы».[1] Позднее все частные школы были переведены в муниципальное ведение. Начиная с 1912 года, на основании очередного императорского указа, в губернаторстве начинают появляться средние школы (8 классов), затем создаются гимназии, в крупных городах. В 1935 году были созданы молодежные школы, куда поступали выпускники начальных школ, не получившие среднего образования, где учащиеся наряду с общим образованием, приобретали специальность, и срок обучения зависел именно от нее. Во времена второй мировой войны большое внимание в этих молодежных школах уделялось военной подготовке.
Первые школы в волости Тоёкита были образованы в 1908 году в селах Кусано (Луговое), Томиока (Томиока) и Миюки (Старорусское), в 1909 году Конума (Новоалександровск), Судзуя (Новая деревня) и Мотокаваками (Ключи). Последняя школа была открыта в 1917 году в Окукаваками (Тепловодский).
Самая большая школа разместилась в Конуме (фото в превью), и это было оправдано, так как центр волости имел численность населения 1740 человек. В школах Судзуя и Окукаваками было всего по одному классу (начальному). В остальных школах было по 2 учителя, соответственно два класса: начальный и средний.
Интересные факты представляет японская статистика 1945 года по школам волости Тоёкита. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что основной шкалой в системе учета населения для японцев был двор. В 1945 году (19-й год эпохи Сёва) в волости Тоёкита дворов было 751, население - 3858 человек.
В приведенной ниже таблице представлены сведения по количеству учителей и учеников в национальных школах волости в 1945 году.
Село | Год основания школы | Всего дворов | Кол-во преподавателей | Кол-во учеников |
Конума | 1909 | 346 | 8 | 401 |
Кусано | 1908 | 73 | 2 | 69 |
Судзуя | 1909 | 61 | 1 | 19 |
Окукаваками | 1917 | 61 | 1 | 42 |
Мотокаваками | 1909 | 65 | 2 | 87 |
Томиока | 1908 | 68 | 2 | 77 |
Миюки | 1908 | 77 | 2 | 80 |
Итого |
| 751 | 18 | 775 |
Национальная 8-летняя школа Мотокаваками состояла из двух классов, где преподавали два учителя (мужчина и женщина). Классы были смешанные, в них одновременно учились ученики разного возраста. Учащихся в начальной школе было 69 человек, в средней школе 18, всего 87 учащихся. Кроме этого, в селе была еще и молодежная школа, где училось 10 человек.
Удивительно, что в Мотокаваками, не самом большом среди сел волости, учеников было больше, чем в остальных, если исходить из количества учеников, которые приходились на 65 дворов. Да и по количеству учеников на одного учителя село было вторым, после Конумы. Трудно сейчас выяснить, почему в Мотокаваками было такое количество детей, возможно одна из причин в том, что здесь 85% дворов занимались крестьянским трудом, в таких семьях в те времена всегда было много детей. Можно предположить и другу причину: вероятно к тому моменту из других сел население уже массово выезжало в Японию, тогда как из Мотокаваками уезжать не спешили, советские переселенцы села Ключи рассказывали, что японцы очень не хотели уезжать из села.
В Карафуто была создана система надзора над образованием, она состояла из Отдела учебных дел при губернаторстве. В 1930 году был сформирован штат школьных инспекторов из 9 человек. Власть осознавала свою ответственность за сферу школьного образования, и считала, что жители острова «с учетом особого положения и условий острова должны принимать активное и самоотверженное участие в делах улучшения культурного уровня народа и развития колонизации».[2]
В книге «30 лет губернаторства Карафуто. т.3» размещена Директива губернаторства № 36 от 3 сентября 1920 года о пяти принципах общего образования, в качестве инструкции для всего населения острова. В директиве была провозглашена главная цель: «воспитать соответствующие способные кадры для дел освоения, с учетом особых условий о. Карафуто».[3] Этот документ стоит прочитать, поэтому привожу его полностью.
«Пять принципов:
Воспитывать население в духе патриотизма путем просвещения в великом принципе построения государства и духе государственного строя, и развития народного убеждения.
- прививать понятие об обширной и протяженной истории основания нашей страны;
- поставить ясность истории судеб страны и расширения престижа императора;
- объяснить причины неповторимого характера государственного строя в мире;
- приумножать добрую традицию набожности и уважения предка;
- известить о положении Японии в мировом масштабе;
- создавать и развивать сильное государственное сознание и мораль жертвы и служения государству;
- осветить историю оккупации Карафуто, возбудить любовь к острову, и последовательно вести работу по надежному его освоению.
Воспитывать население в духе самоуправления, путем определения изменения идейных течений времени и общего мирового положения, и путем установления идеи конституционной формы правления.
- воспитывать людей с высоким взглядом, чтобы проникнуть в положение эпохи, для чего необходимо приобрести знания со всех концов мира;
- вести моральное воспитание справедливости и гуманности;
- усилить воспитательную работу по достойному и принципиальному поведению;
- воспитать характер, который осознает ответственность и охотно выполнит обязанности;
- устранить беспомощные настроения и воспитать в духе самостоятельности;
- приложить усилия на развитие конституционной идеи и сознание самоуправления;
- создать условия заинтересованности в науке и усвоить привычку самостоятельной учебы и самовоспитания;
- воспитывать в духе активности в учебе и посещаемости;
- вести занятия по труду в зависимости от степени развития детей тем чтобы набрать опыт самоуправления.
Воспитывать население в духе сотрудничества, путем просвещения о принципе самообладания и разумности объединения, и путем поощрения благородного нрава – взаимопомощи.
- приложить усилия на воспитание чувства общественного долга с тем, чтобы познавали истинное значение сопроцветания;
- воспитывать в духе добрососедства, дружбы и взаимопомощи, и развивать здоровые и хорошие нравы и обычаи народа;
- развивать добрый нрав, уважение человеческого достоинства, независимо от его происхождения и профессии;
- прививать знания о необходимости принципа сотрудничества для исполнения общественной обязанности и общественного служения;
- способствовать развитию живого и веселого настроения, свежего эстетического чувства и благородной склонности, и воспитать согласованный характер;
- вести занятия по труду, для чего необходимо силы и сплоченность;
- содействовать в создании и развитии молодежных воспитательных организаций, и прививать привычку сотрудничества.
Воспитывать трудолюбивое население, путем развития физических и жизненных сил, и создания доброго обычая – бережливости и сострадательности.
- воспитывать в духе стремительности, смелости и непоколебимости, решимости с тем, чтобы смоли противостоять нужде и лишениям;
- воспитывать характер трудолюбия и преданности своему делу;
- воспитывать характер качественно полноценного, мужественного, скромного и старательного (человека);
- воспитывать детей физически крепкими, для чего необходимо поощрять гимнастические упражнения, игры и др. спорт, в соответствии с временем года;
- воспитывать детей чтобы они подружились со снегом и не боялись холода, для чего необходимо создавать оптимальный костюм, который соответствовал бы климатическим условиям Карафуто.
Воспитывать население в духе, путем распространения научного исследования и знания его практического применения, и культивирование принципа серьезности значения индустрии.
- воспитать характер стремления к научному знанию и практическому применению его;
- стараться преподавать так, чтобы у детей повышались практические знания и умения;
- проводить работу по образованию в соответствии с положением и жизненным уровнем населения, с учетом личного характера и положения учеников;
- известить о природных богатствах Карафуто;
- расширить знания о различных отраслях промышленности на острове, и привить интерес к производству и экономической идее;
- отрицать грабительскую тенденцию у переселенцев, прививать любовь к природе и сохранению природных богатств;
- пропагандировать значение сохранения лесов, лесонасаждения и защиты леса от пожара».
PS: рекомендую познакомиться с историей школы села Березняки, в которой подробно описан быт японской школы.
[1] ГИАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Ед.хр. 41. Л. 80
[2] ГИАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Ед.хр. 41. Л. 97
[3] ГИАСО. Ф. 1170. Оп. 1. Ед.хр. 41. Л. 97
+7-962-125-15-15
А сейчас нет геноцида: все сами с крыш попадают, перепиваются, перебиваются ножами, топорами, в
ДТП.....
Все условия людям (ой забыла, что вы их "БЫДЛОМ" называете) представлены торгашами - власть имущими, понимаЕшь: свобода во всём ....
Предупреждаю сразу, я не являюсь апологетом ни того советского, ни сегодняшнего коммунизма, но и фанатичным противником так же. Нет в мире совершенства...