Путешествие вокруг полуострова Крильон в 1954 году
Прочитав всё, что есть в интернете о походах по побережью полуострова Крильон, я был, с одной стороны, удивлён описанию сложностей этого маршрута, с другой стороны, сильно огорчён тем, во что превратился этот удивительный по красоте уголок Сахалина.
Прыжки по валунам
Я счастлив, что период моей юности и зрелой жизни совпал с таким временем, когда в морях и реках Сахалина было изобилие красной рыбы, в магазинах икра продавалась в бочках, природные ландшафты имели нетронутый вид.
Водопад по пути на мыс Крильон на восточном побережье
Природная арка
Это неправда, что полуостров Крильон был недоступен из-за погранзоны. Всё дело в организации похода. У нас были замечательные учителя, увлечённые природой Сахалина. Они и организовали наш поход в те далёкие годы.
В июле 1954 года мы, школьники 9-ой средней школы г. Южно-Сахалинска, отправились в поход по юго-западному побережью острова Сахалин. Нас было 16 школьников 8-9-ых классов и учитель. До посёлка Таранай нас довезли на легендарной трёхтонке ЗИС-5. А дальше до самого Невельска мы шли только пешком. В том походе я не вёл дневника, поэтому хронология его отсутствует. Сохранились многочисленные фотографии того похода, конечно, качество их далеко не соответствует нынешнему уровню фотографий. Часть фотографий моя дочь помогла мне перевести в электронный вид, и я попытаюсь их представить.
Вот сейчас заговорили о прибрежном рыболовстве, а в 60-е годы оно существовало! Несмотря на пограничную зону, посёлки Кириллово, Хвостово, Ульяновское были обитаемы.
Хвостово
А в Атласово базировалась небольшая флотилия рыболовных ботов (РБ) и большая группа рыбообработчиков. Наша группа внесла определённое оживление в монотонный быт рыбаков. Нам предложили выйти в море на РБ на следующий день, большинство из нас с удовольствием согласились. Та рыбалка оставила у нас неизгладимое впечатление.
На рыболовном боте
Наши пограничники в то время не дремали и отлавливали японских браконьеров в наших территориальных водах. На фотографии ниже - японская шхуна в Атласово.
Прибой в Атласово
В описываемое время Япония еще не имела тех экономических успехов, что достигла в последующие годы, и шхуна и её рыбаки имели довольно жалкий вид.
Японская шхуна
Никаких трудностей в походе по восточному побережью полуострова Крильон мы не испытывали. Да, были места, где приходилось пользоваться при подъёме установленным, видимо, ещё японцами тросом.
В одном прижиме был вырублен обход, в другом - пробит тоннель сквозь скалу.
По красоте восточное побережье полуострова Крильон показалось нам более привлекательным, чем западное.
Восточное побережье
О медведях. Во время нашего похода даже не возникало мысли о такой опасности. Ни местное население, ни пограничники не предупреждали нас об опасности встречи с медведем. Объясняется это, судя по всему, изобилием красной рыбы в нерестовых реках, что мы видели воочию при их преодолении. Медведи, скорее всего, питались рыбой в верховьях нерестовых рек. Кроме того, в жилых посёлках было постоянное население.
По пути на мыс
К мысу Крильон мы подходили в густом тумане и слышали рёв «коровы» (звуковой маяк). Конечно, мы не сразу поняли, что это за звуки.
Звуковой маяк, так называемая "корова"
На пограничной заставе служили военные моряки.
На заставе был флотский порядок, были и колокол, и чугунная пушка. Колокол, если память мне не изменяет, был русской отливки. На маяке Крильона, как мне стало известно впоследствии, уже тогда было установлено французское осветительное оборудование.
Маяк
На мысе Крильон мы задержались на день, а затем продолжили своё путешествие по западному побережью полуострова Крильон.
На крайней точке мыса Крильон
Ещё с мыса Крильон мы обратили внимание на судно, стоящее почти у берега в пяти километрах к северо-западу. Это был корабль типа «либерти», на борту чётко была видна надпись – "Луга" ( «Либерти» — тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок).
"Луга" на мели
Мы подошли к спущенному трапу, замочив ноги чуть выше колен, и поднялись на борт судна. Я не знаю, когда это судно село на мель, но следов разграбления почти не было. С естественным любопытством мы осмотрели весь корабль, и, конечно, не могли не забраться на трубу.
Автор на "Луге"
Прощаясь с "Лугой", мы не могли себе представить, что через 60 лет море превратит её в ужасную груду искорёженного метала.
Прощай, "Луга"!
От "Луги" до Шебунино мы не встретили ни жилья, ни людей, ни транспортных средств. Возможно, карта побережья была только у учителя, поэтому в то время мы не знали оригинальных названий мысов - Замирайлова голова, Кузнецова, Виндис, - и обошли их стороной. А вот Коврижка запомнилась своей удивительной формой и неприступностью, хотя мы и не знали, как она называется. Кстати, мне не удалось узнать, когда и кто присвоил эти удивительные географические названия.
Начиная с Шебунино и далее на север ничего интересного уже не было. Все населённые пункты ещё были японской застройки. В Шебунино мы были на экскурсии по японской обогатительной фабрике угля.
От Невельска до Холмска мы добрались за один день на попутном автотранспорте. На траверсе посёлка Правда мы видели ещё два судна в метрах трёхстах от берега, которые потерпели катастрофу у берега Сахалина.
Нам рассказали, что в сильнейший шторм первое судно налетело на мель и опрокинулось набок, второе поспешило ему на помощь и тоже село прочно на мель. В тот период мы часто слышали о подобных катастрофах на море. То ли не хватало опытных капитанов (последствие войны), то ли сказалось несовершенство навигационных карт. Впрочем, всё это предположения.
От Холмска до Южно-Сахалинска наша группа ехала по железной дороге, которой теперь не существует, к сожалению.
В 1953 году мы, группа школьников 9-ой средней школы, в другом составе совершили невероятное путешествие на остров Тюлений, что находится в заливе Терпения недалеко от полуострова того же названия. О том, как это действительно было, имеются фотодокументы. Но это совсем другая история...
Участник похода И. Емельянов
+7-962-125-15-15
Побольше бы таких.
Вот раньше было время, когда школьники ходили в поход пешком.
Спасибо за интересный рассказ, ждем с нетерпением историю про о. Тюлений.
Сколько же всего изменилось за эти годы...